С приставами шутки плохи. Судебные приставы обещают аресты и обыски

С приставами шутки плохи. Судебные приставы обещают аресты и обыски

14.03.2002 распечатать

До сих предприятиям-недоимщикам не составляло особого труда обвести вокруг пальца судебных приставов, пришедших арестовывать их имущество. После того как вступит в силу недавно принятый Уголовно-процессуальный кодекс, ситуация изменится.

Согласно Налоговому кодексу (ст. 47), служба судебных приставов помогает налоговикам взыскивать с налогоплательщиков их долги перед бюджетом. Приставы берутся за дело тогда, когда на счетах должника нет денег. В этом случае изымается и пускается с молотка имущество предприятия: сырье, товары, недвижимость и т. д.

За 2001 год приставы таким образом собрали в казну около 40 миллиардов рублей, заняв третье место по пополнению бюджета после МНС и таможни. И это при том, что предприятия научились искусно прятать имущество, которому грозит арест. Самый распространенный способ — продажа или передача собственности в уставный капитал подконтрольных фирм. Приставам в этой ситуации до сих пор оставалось только составить акт о невозможности взыскания. Обращения в милицию или прокуратуру с просьбой о розыске и возврате имущества никаких результатов обычно не давали. Но с 1 июля — даты вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК) — ситуация изменится.

Убедившись, что "по-хорошему" взыскать долги не удается (имущество исчезло), пристав вправе завести уголовное дело на руководителя и главбуха предприятия-должника и начать дознание. "Дознание — это следствие в миниатюре. И отличается от него только лишь меньшими сроками. А так это те же самые допросы, обыски, аресты", — поясняет главный судебный пристав Москвы Владимир Жмячкин.

В течение максимум 25 дней, отведенных для дознания, приставы должны собрать доказательства и передать дело прокурору. Он в свою очередь решает: прекратить дело, направить его на доработку, передать другому правоохранительному органу либо отправить в суд. В последнем случае виновникам грозит до двух лет лишения свободы по статье 312 Уголовного кодекса (незаконные действия с описанным или арестованным имуществом).

Как поведут себя приставы, обретя новые полномочия, говорить пока рано. "На первом этапе, конечно же, проблемы неизбежны, — говорит глава столичной службы приставов. — Людей, которые будут заниматься дознанием, а их должно быть несколько тысяч, с учетом низкой зарплаты набрать трудно. Упор будет делаться на сотрудников МВД, которые в профессиональном плане ведения дознания наиболее подготовлены". Но одними миллиционерами весь нужный штат не наполнить, придется брать и обучать дознанию новобранцев без служивого прошлого. А пока они научатся, шишек и себе и, может быть, другим набьют наверняка немало". Кстати, у приставов уже имеется своя служба физической защиты (те самые люди в масках). Она призвана оберегать их от "особо опасных" должников и наводить страх на остальных. "У нас был случай, — рассказывает Жмячкин, — на фабрике "Рот-Фронт" забаррикадировались служащие, поставили в ряд несколько сейфов, скрепили их между собой болтами. Как только мы эти препятствия преодолели, на наших сотрудников полилась вода из бранспойтов. Что тут прикажете делать?"

Бесспорно одно: после 1 июля с приставами надо быть поосторожнее.

Ислам РАМАЗАНОВ, эксперт "Расчета"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...