Бухгалтер - не преступник, а свидетель

Бухгалтер - не преступник, а свидетель

30.10.2001 распечатать

О том, насколько реально бухгалтеру за неуплату налогов оказаться "в местах не столь отдаленных", эксперту журнала "Расчет" Исламу РАМАЗАНОВУ рассказал старший следователь по особо важным делам Главного следственного Управления ФСНП России, кандидат юридических наук Иван СОЛОВЬЕВ.


-Это правда, что за налоговые преступления почти не сажают?
-Скорее да, чем нет. В 1999 году по Москве было всего три приговора, связанные с лишением свободы. Сейчас чуть больше, но говорить о каких-то репрессиях нельзя. Реальным лишением свободы заканчивается десяток дел за год, в основном там, где есть дополнительные статьи: халатность, превышение должностных полномочий и так далее.

- То есть не было случаев, чтобы бухгалтера наказали только за налоговое преступление?
— На моей памяти были только руководители организаций. Из бухгалтеров больше рискуют те, кто работает на крупных предприятиях, в том числе и государственных. Например, в прошлом году в результате проверки на муниципальном предприятии "Горводоканал" выявили сокрытие выручки на сумму более 4 млн рублей. Было возбуждено дело по двум статьям: за уклонение от уплаты налогов (ч. 2 ст. 199 УК РФ) и халатность (ст. 293). И что вы думаете, бухгалтер свою вину полностью признала, но сказала, что сделала это не умышленно, а по незнанию законодательства. При поступлении денежных средств на реконструкцию водоканала, увидев в распоряжении администрации города фразу "для целевого использования", она неправильно трактовала инструкцию о НДС и посчитала указанные средства целевыми и не подлежащими налогообложению. Ей повезло: из-за амнистии в связи с 55-летием Победы от наказания ее освободили. Хотя грозило ей несколько лет лишения свободы.
Вообще, если человек совершил преступление впервые, то, как правило, срок условный.
Бухгалтера-то вообще назвать преступником сложно, он скорее свидетель. Ведь бухгалтер очень зависимый человек. Он зависит от законов, от инструкций, от налогового законодательства, от своего руководителя, от учредителей, он зависит от общей политики, которая существует на фирме. Очень много факторов, от которых он зависит. Это "рабочая лошадка". Ко всему прочему, если он будет беспечен, может сильно пострадать, и если руководитель знает, за что страдает, то бухгалтер часто страдает за других людей. Нужно быть осмотрительными, по возможности сбить со "скользкой" дорожки руководителя.

- Среди экономических преступлений есть, например, фиктивное банкротство, отмывание денег наконец. Без ведома бухгалтера эти махинации провести довольно трудно. Что в этих случаях ему грозит?
- В этих случаях он будет скорее соучастником, так как собственником имущества не является. К тому же надо еще доказать, что он был в сговоре и действовал умышленно. Что, признаюсь вам, очень и очень трудно. Если бы не это обстоятельство, то уголовных дел было бы гораздо больше.

- А как вообще можно доказать, что бухгалтер действовал умышленно?
— Я приведу пример. Проверяли большой банк. Оказалось, что они неправильно применили ставку налога в дорожные фонды из-за расхождений московского законодательства и федерального. Понятно, что федеральное приоритетнее, но в банке применяли московскую ставку, причем устаревшую. Сумма недоимки составила около 8 млн рублей. Банк настаивал, что умысла никакого нет, а есть всего лишь ошибка. Однако при работе с документами мы нашли их письмо в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить порядок уплаты. И в ответе из налоговой было черным по белому написано, что в этом случае следует применять федеральную ставку. Это уже свидетельство прямого умысла: им объяснили, как надо платить, а они продолжали делать все по-своему в расчете на то, что никто этого не заметит.

- И последний вопрос. Недавно появилась информация, что ФСНП готовит поправки к уголовному законодательству. Что это за поправки?
- Во-первых, мы хотим максимально упростить формулировку налогового преступления. Вот посмотрите, как сейчас: "Уклонение от уплаты налогов путем… таким способом и т. п." Мы хотим сделать просто — "уклонение от уплаты налогов" — и все. Зачем делать расшифровку на два или три способа? Тем более, что способов гораздо больше. Есть же "уклонение от воинской обязанности", но не указывается на способ.
Во-вторых, будет введена такая санкция по части второй статьи 199, как конфискация имущества — в большинстве случаев деньги, полученные путем уклонения от уплаты налогов, идут на личное обогащение. Будет дополнительный стимул для лиц, скрывающих налоги, не делать этого.
В-третьих, скорее всего к новому году будет принят и подписан новый Уголовно-процессуальный кодекс, по которому расширятся полномочия налоговой полиции. В прямой подследственности у нас будут находиться четыре статьи: 198-я и 199-я — это налоги, 171.1 и 327.1 — все, что касается немаркированной продукции и акцизных марок.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.