Нужна ли ИП учетная политика

04.07.2019 распечатать

Индивидуальные предприниматели, заполняющие книгу учета доходов и
расходов, не обязаны вести бухучет, поэтому и учетную политику в целях бухучета они не составляют. А вот от налоговой учетной политики ИП никто не освобождал. Закон этого не позволяет.

Учетная политика – важный организационный документ в любом бизнесе. Еесоставление избавляет от того, чтобы каждый раз выбирать методику учета тех или иных сложных и спор¬ных ситуаций. Кроме того, если бизнес большой и расширяется, если в нем занято много работников, если в бюджет идут значительные суммы налога, учетная политика будет не только основой контроля всего бизнеса, но и защитой от проверяющих. Налоговики не смогут пересчитать налоги в свою пользу, если учетная политика будет составлена грамотно и в строгом соответствии с действующим законодательством.

Для чего ИП налоговая учетная политика

От ведения налогового учета ИП не освобожден (ст. 313 НК РФ), поэтому обязанность по формированию налоговой учетной политики с него не снимается.

К примеру, в торговле один ИП может применять УСН и уплачивать только единый налог. А его конкурент может иметь разнообразные налоговые обязательства, например:

  • уплачивать водный, земельный и транспортный налоги;
  • платить торговый сбор;
  • исполнять обязанности налогового агента по НДС;
  • совмещать налоговые режимы и разрабатывать методики раздельного учета доходов и расходов и др.

Соответственно, учетные политики этих ИП будут существенно различаться по структуре, объему и содержанию.

В Налоговом кодексе по многим вопросам предпринимателю предоставляется выбор учет можно вести так или иначе. Свой выбор надо утвердить в учетной политике. Тогда он будет законом и для налоговых органов. Если же выбор нигде не зафиксирован, проверяющие при расчете налогов выберут тот вариант, где налоговая нагрузка на бизнес будет максимальной.

Налоговая учетная политика для ИП — это документ, содержащий нюансы исчисления налогов. Вот общие положения для всех ИП:

  1. Какой режим налогообложения используете.
  2. Кто имеет право подписи документов.
  3. Как ведется оформление кассовых документов, если оно ведется (желательно указать и ФИО кассира), либо пункт о том, что кассовые документы не оформляются.
  4. Размер лимита наличности в кассе, порядок его расчета, либо пункт о том, что вы не применяете лимит остатка наличности по кассе.
  5. Как выдаются деньги подотчет (наличностью из кассы / на банковскую карточку), порядок выдачи.
  6. Наличие права на использование льготных (пониженных) ставок по страховым взносам, их величина.

Кроме этого, в учетную политику надо включить:

  • перечень используемых первичных документов, по которым есть унифицированные формы;
  • перечень и формы первички, по которой стандартных форм нет, и вы их сделали сами;
  • формы налоговых регистров, которые вы самостоятельно разработали для использования в учете.

Первичные документы и налоговые регистры

Если форма первичного документа не утверждена в учетной политике, то при налоговой проверке данный документ, а значит и хозяйственная операция, оформленная этим документом, не будет принята к учету. Это касается, прежде всего, хозяйственных операций по расходам. И, если расходы не будут приняты, то налог будет доначислен.

Если первичный документ содержит всю необходимую информацию, не нуждается в дополнительных расчетах, то его можно напрямую заносить в КУДиР . Если требуется какойлибо дополнительный расчет или когда однотипных документов довольно много, то нужны налоговые регистры.

Налоговые регистры представляют собой бумажные или электронные таблицы, куда заносятся данные налогового учета – денежные итоги однотипных хозяйственных операций.


Пример

Например, на расчетный счет ИП пришли денежные средства в оплату товара. Все полученные деньги составляют выручку от продажи и являются доходом. Сумму выручки он заносит в КУДиР на основе платежного поручения.

Но если ИП за один день на расчетный счет приходит не одно платежное поручение, а сотни, тогда однотипные операции проще сначала заносить в налоговый регистр, а итог за день в КУДиР. Вести такой регистр или напрямую заносить каждый платежный документ в КУДиР, следует прописать в учетной политике.

Что писать в учетной политике при разных системах

Учетная политика ИП на ОСНО должна раскрывать все, что касается исчисляемых и уплачиваемых им налогов. Основной налог в данном случае – это НДФЛ.

Предприниматели уплачивают его с разницы между доходами и расходами деятельности. В учетной политике необходимо прописать все не определенные законом моменты их

расчета, в том числе:

  • момент признания отдельных видов доходов;
  • специфику начисления амортизации;
  • порядок учета ТМЦ;
  • порядок оформления кассовых операций и формы соответствующих документов и т.д.

Предприниматели, выбравшие УСН вне зависимости от ее разновидности, также должны составлять налоговую учетную политику.

ИП на УСН, учитывающие и расходы, и доходы, составляют учетную политику практически так же, как и предприниматели на ОСНО (с учетом разницы УСН и НДФЛ).

ИП на упрощенной системе 6% прописывают в ней только то, что касается учета доходов . Первым же пунктом этого документа в обоих

случаях будет указание того, какой именно объект налогообложения используется – только доходы или доходы и расходы .

Что касается предпринимателей на ЕНВД, то для них важно указать в учетной политике применяемые формулы расчета налога до мелочей. При совмещении ЕНВД с любой другой системой налогообложения следует четко расписать, как будут распределяться доходы и расходы, а также зарплата сотрудников и страховые взносы между видами деятельности, подпадающими под разные системы.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.