Отсутствие первичных документов считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов, наказуемое штрафами (ст. 120 НК РФ).
Если это грубое нарушение совершено в течение одного налогового периода, то штраф составит 10 000 рублей. Если в течение более одного налогового периода – штраф будет 30 000 рублей. Если нарушение повлекло занижение налоговой базы, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Данные налогового учета у российского налогоплательщика должны отражать, в частности, порядок формирования суммы доходов и расходов и сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
Подтверждением данных налогового учета являются:
Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).
Уменьшив сумму доходов на понесенные расходы, получаем величину налоговой базы. Но расходы должны быть подтверждены документами и экономически обоснованы.
Расходы считаются подтвержденными, если есть надлежащим образом оформленные первичные документы, прямо или косвенно свидетельствующие о расходах плательщика.
Расходы по производству и реализации даны в НК РФ. Их перечень не является закрытым и исчерпывающим. Уменьшать прибыль фирмы могут и те расходы, которых в нем нет. Главное, чтобы затраты были связаны с получением дохода.
НК РФ требует, чтобы расходы были обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). И в законе о бухучете сказано, что каждый факт хозяйственной жизни должен оформляться первичными учетными документами (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ).
То есть на тот или иной вид расходов фирмы должны быть документы, которые их подтверждают.
Закон № 402-ФЗ дает возможность самостоятельно разрабатывать бланки первичных документов, а также использовать унифицированные формы или сочетать те и другие.
В любом случае форма первичного учетного документа должна содержать следующие обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):
Согласно закону о бухучете первичным учетным документом должен быть оформлен каждый факт хозяйственной жизни.
Контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны применять все юридические лица и ИП при осуществлении расчетов, включая безналичные.
Определение термина «расчеты» дано в статье 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ).
Так, под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, получение предоплаты и/или авансов, их зачет и возврат.
Минфин в комментируемом письме определил кассовый чек, как первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом).
А является ли он первичным документом, подтверждающим факт хозяйственной жизни?
Вспомним обязательные реквизиты чека онлайн-кассы. Их более 20. Вот основные:
Как видите, чек содержит подробнейшую информацию о расчетах. Но его назначение – подтвердить факт осуществления расчета (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). А вот факт хозяйственной жизни он не подтверждает.
Если в затраты включена стоимость материалов – это накладные на оприходование, договор купли-продажи (если он был заключен в письменной форме), счета-фактуры. Если в расходы включены те или иные услуги производственного характера – это договор и акт их сдачи-приемки. По командировочным расходам это проездные документы, приказ о направлении в командировку и т. д.
Таким образом, для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли одного только кассового чека недостаточно. Для этого нужны и другие первичные документы.
Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Комментарии (0)
Оставить комментарий