Это понятие Налоговый кодекс не устанавливает. И обязанности «подтверждать должную осмотрительность при выборе контрагента» налоговое законодательство также не устанавливает.
Однако на практике налоговые инспекторы доказывают, что при выборе контрагента организация «действовала без должной осмотрительности» и «снимают» у нее учтенные расходы и вычеты по входному НДС. Поэтому во избежание налоговых рисков, компания должна сама решать вопрос проверки контрагентов.
Таким образом, проявление должной осмотрительности можно рассматривать как один из способов проверки контрагента, а саму должную осмотрительность как комплекс мероприятий по проверке контрагента, который компания должна разработать самостоятельно.
Как считают налоговики, если компания не проявляет должную осмотрительность, она получает необоснованную налоговую выгоду.
ФНС России еще в письме от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9/547@ разъясняла, как доказывать получение фирмой необоснованной налоговой выгоды. Так, об умышленных действиях фирмы, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности.
Если доказательств подконтрольности спорных контрагентов нет, то налоговые органы будут исследовать и доказывать недобросовестность действий самой фирмы по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом (по первому звену).
Налоговики могут запросить у фирмы следующие документы и информацию:
Чиновники рекомендует при оценке налоговых рисков исследовать следующие признаки:
Эти признаки свидетельствуют о том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при заключении сделки.
Таким образом, под проявлением должной осмотрительности понимается, что налогоплательщик использовал все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте. При этом способы получения таких сведений могут быть разные.
Фирме нужно заранее получить информацию о своих поставщиках, чем потом «разбираться» с контролерами. Поэтому проверять потенциального контрагента нужно еще до того, как вы подпишете с ним контракт.
На преддоговорной стадии соберите небольшое «досье» на контрагента, которое поможет обезопасить от споров с налоговыми инспекторами. Оно может состоять из:
Обратите внимание
Этот перечень документов зависит и от отраслевой принадлежности организации и ее контрагентов и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности.
Однако не стоит ограничиваться вышеперечисленным, т.к. любая дополнительная информация (например, переписка, предшествующая заключению договора) будет служить подтверждением реальности существования контрагента. Все получаемые о контрагенте данные лучше иметь в форме документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей) и хранить их в отдельном досье.
Как вернуть деньги за некачественные медуслуги
Увольнение сотрудника, который попал в СИЗО
Работника призвали в армию в весенний призыв 2024 года
Почему расходы на парковку личного автомобиля сотрудника нельзя учесть в расходах
Сервис 1С: Кабинет сотрудника – отличный помощник для оптимизации работы внутри компании
Комментарии (0)
Оставить комментарий