Расследование профтравматизма: степень тяжести


Оставить мнение  |   30.08.2017  |   Страховые взносы

Верховный Суд РФ принял решение о правомерности приказа Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве», подразделяющего несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья только на 2 категории: тяжелые и легкие.

Решение Верховного Суда РФ от 04.05.2017 №АКПИ17-137 

Приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» (далее – Приказ) установлено, что, согласно схеме, установленной Приказом, несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие. Установлены также квалифицирующие признаки тяжести повреждения здоровья и перечни повреждений, отнесенных к тяжелым и легким несчастным случаям на производстве.


Обстоятельства спора

Заявитель считает, что Приказ противоречит медицинским правилам определения степени тяжести причиненного здоровью человека вреда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.08.2007  № 522 (далее - Правила). Не согласуется Приказ также с медицинскими критериями  определения степени тяжести вреда здоровью, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 № 194н (далее - Медицинские критерии).

В Приказе отсутствует категория несчастного случая средней тяжести, а категория легких несчастных случаев не определена с достаточной точностью. В результате травма, полученная на производстве, отнесена к категории легких несчастных случаев. В то же время эта травма по Медицинским критериям отнесена к категории тяжелых, вызывающих значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть.

Тем самым нарушены права заявителя на справедливую оценку полученной травмы на производстве и компенсацию физического и морального вреда.

Решение суда

В силу статьи 229.2 Трудового кодекса РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего. Материалы расследования несчастного случая включают ряд документов, в том числе медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статьей 229 Трудового кодекса РФ в редакции, действовавшей на дату издания Приказа, было закреплено, что порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Тогда Минтруд России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 № 653 Минтруд России разработал и утвердил формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Минздравсоцразвития России, так же как и Минтруд России, вправе было утверждать формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве. Оно утвердило учетную форму № 315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести», при оформлении которой указывается диагноз и код диагноза и категория повреждения здоровья согласно Приказу.

Оспариваемый  Приказ был издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и установленного порядка введения в действие и опубликования.

Доводы заявителя о несоответствии Приказа Правилам и Медицинским критериям являются несостоятельными, поскольку данные нормативные акты имеют иной предмет правового регулирования. Отнесение повреждения здоровья при несчастном случае на производстве к определенной категории (легкой или тяжелой) имеет значение для определения порядка расследования конкретного несчастного случая, а не для лечения заболевания. Поэтому оснований для признания Приказа недействующим и нарушающим право заявителя  на справедливую оценку полученной травмы на производстве не имеется.