Нормы НК РФ об НДС не противоречат Конституции


Оставить мнение  |   13.04.2016  |   НДС

Компания (подрядчик) на УСН выставила заказчикам счета-фактуры с выделением НДС. Налоговая инспекция обязала заказчика уплатить НДС в бюджет

Определение Конституционного суда РФ от 29.03.2016 №460-О

Обстоятельства спора:

Компания (подрядчик), применяя УСН, при выполнении работ выставила заказчикам счета-фактуры с выделением НДС. Заказчики оплатили работы, указав в платежных поручениях НДС, который был выделен в счете-фактуре. В первоначальных налоговых декларациях компания отражала суммы НДС к уплате в бюджет. Затем она представила уточненные налоговые декларации, в которых скорректировала ранее исчисленные суммы НДС - исключила их из подлежащих уплате в бюджет.

Налоговая инспекция по результатам проверки предложила компании уплатить НДС в бюджет. Спор с инспекцией дошел до суда. Арбитражный суд поддержал инспекцию. Он указал: закон не предоставляет лицу, не являющемуся плательщиком НДС, но получившему его в результате выставления счета-фактуры, права удерживать налог на своих счетах и распоряжаться им иным способом. Компания обратилась с жалобой в Конституционный суд, чтобы признать противоречащими Конституции РФ пункт 5 статьи 173 и пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. По мнению компании, эти нормы неправомерно возлагают на лицо, применяющее УСН, дополнительную обязанность по уплате НДС.

Решение суда:

Конституционный суд не принял жалобу компании к рассмотрению.

Суд указал: обязанность по уплате НДС возникает, в частности, при выставлении лицом, применяющим УСН, счета-фактуры с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ). Эта обязанность обусловлена не только наличием одного лишь факта реализации товаров (работ, услуг). Впоследствии такой счет-фактура будет служить основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм НДС к вычету (постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 № 17-П).

Лица, не являющиеся плательщиками НДС, имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования. Они вправе:

либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг);

либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС, притом что эта сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Во втором случае у неплательщика НДС возникает обязанность по уплате налога несмотря на то, что изначально он не признавался плательщиком данного налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 № 1049-О-О, от 13.10.2009 № 1332-О-О).

Конституционный суд разъяснил: такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг). Эти налоговые правила определяют меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование.

Поэтому пункт 5 статьи 173 и пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права компании в указанном ею аспекте.