НДС с суммы таможенных пошлин, уплаченных за ремонт ОС, можно принять к вычету


Оставить мнение  |   04.11.2015  |   НДС

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2015 г. № Ф06-26552/2015 по делу № А55-25293/2014


Обстоятельства спора:

По результатам камеральной проверки общества вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обществу отказано в возмещении НДС, так как налоговые вычеты применены в нарушение законодательства. Оно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога; в решении инспекции указана также выплата недоимки и пени. Общество решило оспорить решение налогового органа в судебном порядке.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления (п. 2 ст. 171 НКРФ). Условиями принятия НДС к вычету являются: - наличие первичных документов (счетов – фактур или документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации); - принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, основных средств, оборудования к установке, и нематериальных активов; - дальнейшее использование товаров (работ, услуг), основных средств, оборудования в предпринимательской деятельности.

При прибытии теплохода на территорию таможенного союза заявителем подана въездная декларация на транспортное средство, в которой заявлено о ремонте судна за пределами таможенного союза, в связи с чем, таможенным органом исчислены таможенные пошлины, в том числе НДС. Указанные суммы были уплачены в полном объеме, что подтверждается таможенным приходным ордером.

Потребность в ремонте возникла во время использования теплохода в международной перевозке. Выполненные ремонтные работы относятся к операциям по техническому обслуживанию, текущему ремонту. Они не привели к изменению (улучшению) технических характеристик судна.

Теплоход при ввозе на территорию Таможенного союза имел статус продукта переработки вне таможенной территории, поскольку его ремонт был осуществлен за пределами территории Таможенного союза. Ввезенный грузовой теплоход принят обществом к бухгалтерскому учету и отражается на забалансовом счете "Арендованное имущество".

Указанный теплоход используется обществом в предпринимательской деятельности: осуществляются международные и внутренние перевозки грузов, приобретается ГСМ, необходимые для функционирования водного судна. Таким образом, решение налогового органа должно быть аннулировано./

Инспекция считает, что обществом неправомерно заявлены к вычету суммы НДС, уплаченные на таможне при ввозе на территорию России транспортного средства, которые начислены за ремонт, произведенный сторонней компанией (субарендатором).

Статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации плательщиками таможенных пошлин и НДС являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Декларантом должна была являться иностранная компания, у которой в субаренде находится транспортное средство. Следовательно, общество не должно было уплачивать НДС и заявление этих сумм к вычету неправомерно.

Позиция суда:

Судами установлено, что теплоход использовался обществом на основании бербоут-чартерного договора (договор фрахтования судна без экипажа). По такому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь же уполномочен распоряжаться судном в течение срока действия чартера по своему усмотрению на правах владельца. Он принимает на себя всю ответственность и издержки по совместному предприятию, в том числе и на ремонт.

В период действия договора между обществом (судовладельцем) и сторонней компанией (фрахтователем), на аренду теплохода судно вывезено за пределы таможенной территории Таможенного союза для завершения международной перевозки грузов, в связи с чем оформлена процедура "временного вывоза".

В период нахождения судна за пределами Таможенного союза заключен контракт с иностранной фирмой (исполнителем) на ремонт судна. В подтверждение этого представлены ведомости ремонта, акт выполненных работ, чеки на оплату по контракту.

В ходе судебного разбирательства служители фемиды установили следующие факты: - спорное судно при ввозе на территорию Таможенного союза имело статус основного средства «переработка вне таможенной территории», поскольку его ремонт был осуществлен за пределами территории Таможенного союза; - сумма НДС со стоимости ремонтных работ уплачена обществом, что подтверждается таможенным приходным ордером, а ввезенный грузовой теплоход принят обществом к бухгалтерскому учету; - ремонтные работы были выполнены за счет иностранной компании, поэтому их результат не может быть принят к учету обществом, поскольку общество не является стороной договора на выполнение ремонтных работ и у него отсутствуют документы, необходимые для принятия ремонтных работ к учету; - общество является плательщиком НДС, и использует теплоход в деятельности, признаваемой объектам налогообложения НДС, а именно, осуществляет перевозки грузов по территории Российской Федерации и за ее пределами.

С учетом изложенного, суды, установив, что ввоз основного средства был произведен по таможенной процедуре "переработка вне таможенной территории", то у налогового органа не имелось оснований для отказа налогоплательщику в применении налогового вычета и отказа в возмещении из бюджета.