О праве физических лиц на своевременный возврат сумм НДФЛ


Оставить мнение  |   29.05.2015  |   НДФЛ

Определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 262-О

Обстоятельства спора:

Гражданин обратился в суд с заявлением признать положения Налогового кодекса РФ о возврате налоговым агентом излишне удержанного НДФЛ не соответствующими Конституции РФ.
По мнению заявителя, положения статей 178 и 231 Налогового кодекса РФ по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, необоснованно ограничивают право налогоплательщиков на своевременный возврат налога. Так как не допускают обращение налогоплательщика за возвратом излишне удержанного налога непосредственно в инспекцию, минуя налогового агента.

Позиция суда:

Судом установлено, что между физическим лицом и компанией был заключен договор о доверительном управлении активами на период с 2003 по 2008 год. Согласно этому договору, в частности, фирма как налоговый агент исчислила, удержала и перечислила НДФЛ за 2007 год. В 2011 году гражданин представил в инспекцию уточненную декларацию по НДФЛ за 2007 год и заявление о возврате излишне уплаченного налога. В ходе камеральной проверки инспекция установила наличие у физического лица переплаты по НДФЛ. Данная переплата образовалась в связи с тем, что компания, определяя налоговую базу по НДФЛ, исходила только из суммы полученных заявителем доходов и не учла фактически произведенные им расходы. Однако решением, вынесенным по результатам проверки, гражданину было отказано в возврате налога в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ. Поскольку сумма налога, излишне удержанная компанией, в силу пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ подлежит возврату в другом порядке – налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Судом апелляционной инстанции было установлено, что порядок обращения за возвратом сумм переплаты по НДФЛ гражданином не соблюден. Так как он с заявлением к налоговому агенту о возврате сумм излишне удержанного НДФЛ не обращался.

Суд отметил, что переплата сумм налога, возникшая у физического лица в результате действий налогового агента с учетом приоритета действия специальных норм над общими, подлежит возврату в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). В остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами, а именно статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Суд пришел к выводу, что само по себе подобное регулирование направлено на восстановление имущественных прав налогоплательщиков в случаях излишней уплаты, излишнего взыскания и (или) удержания налога и не влечет нарушения конституционных прав заявителя. Кроме того, гражданин не обращался к налоговому агенту с заявлением о возврате излишне удержанных сумм налога в установленном законом порядке. Следовательно, отсутствуют основания для вывода о нарушении оспариваемым регулированием его конституционных прав в указанном им аспекте.