Подтверждать отнесение отходов к конкретному классу опасности не нужно


Оставить мнение  |   25.08.2016  |   Налог на имущество организаций

Верховный Суд РФ признал недействующими отдельные нормы Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Спорные нормы касаются обязанности подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Решение Верховного Суда РФ №АКПИ16-453 от 01.07.2016 


Суть спора

В комментируемом судебном решении организация оспаривала правомерность действия приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541, которым утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее – Порядок), вступивший в силу с 10.01.2016. По мнению организации, Порядок возлагает на нее не предусмотренную Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) обязанность по направлению в территориальные органы Росприроднадзора материалов и документов, подтверждающих класс опасности отходов, сведения о которых содержатся в ФККО. Кроме того, Порядок не распространяется на отходы V класса опасности, что влечет отказ территориального органа Росприроднадзора в подтверждении отнесения отходов к данному классу и невключение в ФККО.

Решение суда

Верховный Суд РФ отклонил доводы организации о нераспространении действия Порядка на отходы V класса опасности, что повлечет возможность отказов территориальных органов Росприроднадзора в подтверждении отнесения отходов к V классу опасности, их включении в ФККО и невозможность получения разрешительной документации в области обращения с отходами. Ведь Порядок издан в соответствии с Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Однако суд признал недействующими абзац 2 пункта 5, подпункт "е" пункта 6, абзац 2 пункта 13, пункт 15, абзацы 2 и 3 пункта 19 Порядка. Названные положения Порядка устанавливают обязанность подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, что не соответствует пункту 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ, где сказано, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.

Какие нормы отменены

Напомним: абзацем 2 пункта 5 Порядка предусмотрено, что вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и банк данных об отходах (БДО), и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков.

Подпункт "е" пункта 6 Порядка предписывает хозяйствующему субъекту для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности направлять в территориальный орган Росприроднадзора предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО.

Абзац 2 пункта 13 Порядка установливает срок, в течение которого территориальные органы Росприроднадзора информируют хозяйствующий субъект о результатах рассмотрения материалов о соответствии определенного вида отходов виду отходов, включенному в ФККО и БДО.

Пункт 15 Порядка регламентирует деятельность ФБУ "ФЦАО" в случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО.

Абзацы 2 и 3 пункта 19 Порядка определяют действия территориального органа Росприроднадзора при поступлении заключения от ФБУ "ФЦАО" по направлению хозяйствующему субъекту уведомления о соответствии или несоответствии определенного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО.