Законность предписания ФНС по уставному капиталу подтвердил ВС РФ


Оставить мнение  |   10.08.2016  |   Налог на имущество организаций

Признано правомерным предписание ФНС России о нотариальном удостоверении факта принятия решения об увеличении уставного капитала ООО, если решение принято единственным участником общества.

Решение Верховного Суда РФ
№АКПИ16-427 от 16.06.2016

С 01.01.2016 в силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон № 14-ФЗ) следует нотариально удостоверять:

  • факт принятия решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала;

  • состав участников ООО, присутствовавших при принятии указанного решения.

 ФНС России в письме от 24.02.2016 № ГД-3-14/743@ предписала применять данное правило к случаям принятия решения об увеличении уставного капитала ООО единственным участником. Одна из организаций попыталась оспорить это предписание налоговой службы в судебном порядке и проиграла.

В данном судебном решении важны два основных момента.

1. По смыслу пункта 3 статьи 17 Закона № 14-ФЗ, оспариваемое нотариальное удостоверение обеспечивает достоверность сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом при истолковании любого нормативного правового акта следует исходить не только из буквального толкования его положений, но и учитывать выраженный в них смысл в системной связи с иными нормами. Следовательно, пункт 3 статьи 17 Закона № 14-ФЗ, исходя из его целевого назначения, имеет характер общего предписания относительно любых случаев увеличения уставного капитала ООО, в том числе для случая принятия решения об увеличении уставного капитала ООО единственным участником общества.

2. Спорное письмо ФНС России:

  • не направлялось для исполнения в налоговые органы, осуществляющие соответствующую государственную регистрацию;

  • издано как акт казуального толкования, являясь ответом на индивидуальное обращение гражданина;

  • не содержит предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц, а носит информационно-разъяснительный характер по запросу гражданина;

  • не применялось многократно в деятельности налоговых органов и не является для них обязательным.

В связи с этим спорное письмо соответствует действительному смыслу пункта 3 статьи 17 Закона № 14-ФЗ, не выходит за пределы их адекватной интерпретации, не устанавливает (не изменяет, не отменяет) определенные ими правила.