УСН: учесть затраты на услуги по управлению организацией нельзя


Оставить мнение  |   01.08.2016  |   Обзор арбитражной практики

Конституционный Суд РФ не увидел нарушения прав организации, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», которая не смогла учесть при налогообложении расходы на оплату услуг сторонней организации по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа.

Определение Конституционного суда РФ №1192-О от 23.06.2016

Конституционный Суд РФ не увидел нарушения прав организации, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»,которая не смогла учесть при налогообложении расходы на оплату услуг сторонней организации по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа.

Действительно, для налогоплательщиков, применяющих УСН, оспариваемый пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ предусматривает исчерпывающий перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход. Поэтому налоговые инспекции не позволяют налогоплательщикам на УСН признавать расходы на стоимость управленческих услуг. Аналогичное мнение выражает и Минфин России, отмечая, что такие услуги не относятся к  бухгалтерским, аудиторским, юридическим услугам либо услугам производственного характера, расходы на которые налогоплательщики на УСН могут учитывать при налогообложении (подп. 5, 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694).

В то же  время для целей налогообложения прибыли можно учесть расходы на оплату услуг сторонней организации по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа. Достаточно, чтобы такие расходы были экономически обоснованными и документально подтвержденными (подп. 18 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 18.09.2012 № 03-03-06/1/485).

В связи с этим Конституционный Суд РФ отметил: применение УСН носит исключительно добровольный характер для налогоплательщиков в случае их соответствия установленным критериям (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Налогоплательщики вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, выбирая подходящий для этого налоговый режим с учетом особенности осуществляемой ими хозяйственной деятельности.