Налоговые схемы признаны пережитками

17.11.2004

Все схемы сокращения налоговых платежей, с которыми последние три года шумно борются чиновники, ими же в свое время и были созданы. Началось все с ЗАТО – закрытых административно-территориальных образований. Все 1990-е годы они имели право оставлять у себя собираемые налоги и бесконтрольно раздавать льготы по ним. Наибольшую известность получила так называемая байконурская схема (город Байконур по статусу был приравнен к ЗАТО). Городская администрация освобождала от уплаты федеральных налогов компании-однодневки, которые формально брали в аренду мощности лукойловских и башкирских НПЗ, поставляли на них нефть и становились собственниками полученного бензина. В конце 2001 года постановлением правительства офшор был прикрыт. В 2001 году налоговый рай закончился и для остальных ЗАТО. По данным Минфина, отмена налоговых льгот для ЗАТО и Байконура увеличила доходы бюджета на 1,6% ВВП. Немногим дольше прожили другие внутренние офшоры. 1 июля 2001 года российские регионы лишились права освобождать налогоплательщиков от своей части налога на прибыль, то есть снижать для них действовавшую на этот момент ставку налога с 35 до 11%. Впрочем, благодаря особенностям законодательства три офшора просуществовали вплоть до 1 января 2004 года. Это Мордовия (где льготами пользовались нефтетрейдеры ЮКОСа), Чукотка (там налоги оптимизировали связанные с "Сибнефтью" компании) и Калмыкия, получившая статус "народного офшора" (зарегистрированную в Элисте низконалоговую компанию мог купить любой желающий), где льготники в обмен на небольшие инвестиции в регион могли уплачивать только федеральную часть ставки налога на прибыль – 6 из 24%). По подсчетам Минфина, эти три региона только за первую половину 2003 года предоставили льгот почти на $1 млрд. Был отменен и еще один способ минимизации налогов нефтяниками – использование трансфертных (внутрикорпоративных цен). До 2002 года налоги при добыче нефти уплачивались в зависимости от ее цены. Это провоцировало нефтяные холдинги продавать добытое сырье "своим" компаниям по заниженным ценам. Однако с введением фиксированной рублевой ставки налога на добычу нефти применение таких схем утратило смысл. Нынешние способы сокращения налогов – использование компаний малого бизнеса, имеющих право на льготную систему налогообложения, создание центров прибыли за пределами России, поглощение организаций с большими убытками – нефтяные компании если и применяют, то с опаской. В отличие от ситуации с внутренними офшорами, такие сделки трудоемки, и на поток их не поставишь. Поэтому налоговики и проверяют бухгалтерию нефтяников именно за 2001 год, когда все вышеперечисленные схемы еще применялись. Получила известность и так называемая "фильмовая" схема. В прошлом году МВД обвинило "некоторые крупнейшие предприятия сырьевого сектора экономики" в том, что в 2000-2001 годах они финансировали съемки фильмов с умыслом уйти от уплаты налогов: тогда такие суммы налогом на прибыль не облагались. Кино при этом не снималось, а деньги обналичивались или тратились киностудиями на покупку товаров, не имеющих отношения к кинопроизводству. Была названа и сумма недоплаченного налога на прибыль – 103 млн руб. Количество схем сокращения налоговых платежей, изобретенных налогоплательщиками, исчисляется десятками. Назовем еще несколько: создание офшорных компаний с номинальными владельцами и менеджерами для проведения экспортно-импортных операций; занижение цены нефти в экспортных контрактах и завышение цены оборудования и других видов продукции в импортных контрактах; включение штрафных санкций в экспортно-импортные контракты для вывода денег в офшоры; использование кредитных соглашений для тех же целей; использование фирм-однодневок для реализации партий нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное