Таможенный союз: лазейки законодательства

08.10.2011  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

До того, как Таможенный союз начал действовать, руководство стран пыталось прийти к согласию по всем вопросам. Но они так и остались нерешенными. Это создает убытки бюджетам государств, вызывает недовольство населения, но явно идет на пользу бизнесменам.

Так, россияне не ощутили на себе открытие границ, в отличие от казахов. Казахстан испытывает экономические сложности в связи со вступлением в Таможенный союз: в стране подскочили цены на топливо, иномарки и продукты питания. Проблема заключается в том, что до создания ТС в России действовали самые высокие из трех стран таможенные пошлины на ввозимые товары, которые взяли за основу при создании «союза» и утверждении единого таможенного тарифа. Этим и объясняются высокие цены в Казахстане, хотя республика и настояла на сниженных ввозных пошлинах для 409 позиций товаров. Тут же нашлись предприниматели, которые стали провозить товары через внешние границы Казахстана, а продавать их в Москве.

В законодательстве, конечно, есть ограничения: при попытке сбыть в России продукцию, которая ввезена в зону Таможенного союза по сниженным пошлинам, продавцу придется доплатить разницу ввозных пошлин, которая в некоторых случаях может быть десятикратной. Однако это не мешает компаниям найти способ ухода от этой обязанности.

Сегодня отмечен рост объема поставок товаров третьих стран в Казахстан с дальнейшим перемещением их на территорию России без доплаты таможенных пошлин. С Казахстаном пока не удалось договориться о повышении с 10 до 50 процентов размера добавленной стоимости к продукции, которая поступает из-за границы на территорию особых экономических зон и свободных складов Казахстана и получает там статус товаров Таможенного союза, что дает право свободно провозить их в Россию и Белоруссию.

Также остается открытым вопрос о провозе сложносоставных товаров, которые собираются из импортных комплектующих. И в этом вопросе на компромисс не готова пойти российская сторона, так как именно у нас находится огромное количество иностранных «отверточных» производств.

Попытки Белоруссии включить пошлины от таких комплектующих в состав тарифов Таможенного союза на внешних границах не находят понимания у России, которая заявляет об их льготном характере и приоритетной для страны цели завлечь иностранные производства в РФ. Пока такая готовая продукция беспрепятственно перемещается в Таможенном союзе и дает бизнесменам как крупных, так и мелких производств возможность сократить расходы на производство.

На практике товары из комплектующих, провезенных по сниженному тарифу, трансформируются следующим образом. К примеру, из Китая в Казахстан завозится обувь – партия подошв и ремешков к ним. В страну эта продукция попадает по сниженной пошлине, так как входит в список необходимых товаров. Затем, уже на территории свободной экономической зоны, ремешок вдевается в подошву, и обувь становится произведенной на территории Казахстана, что дает возможность без уплаты таможенных сборов перемещать ее по территории ТС.

Чиновники прекрасно понимают эти недоработки, но для того чтобы их устранить, необходимо прийти к согласию всех трех сторон, чего пока не удается сделать. Несовершенства системы используют для получения выгоды бизнесмены, причем делают это на законных основаниях. Время, которое чиновники тратят на поиск решений, играет только на руку предпринимателям.


Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.