ФАС устанавливает жалобную таксу

27.11.2009

ФАС не справляется с потоком жалоб на госзаказчиков и собирается брать за них деньги. Многие жалобы, как считают в ФАС, не обоснованны и усложняют процедуру размещения заказов. Эксперты плату называют «побором» и предлагают ФАС вообще отказаться от контроля в этой сфере.

В антимонопольном ведомстве (ФАС) и в Минэкономразвития (МЭР) придумали способ уменьшить количество жалоб от предпринимателей в адрес госзаказчиков. В течение полугода ведомства намерены ввести плату за обжалование действий госзаказчика для участников аукционов (в том числе электронных) и конкурсов по госзакупкам.

Участники аукционов и конкурсов по госзакупкам слишком активно стали защищать свои права, говорят в ФАС.Если несколько лет назад в службу поступало лишь 400 жалоб от предпринимателей, то в 2008 их было уже 14 тысяч, а в этом году ожидается около 30 тысяч, говорит начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. «Предприниматели стали обжаловать действия госзаказчика независимо от того, действует ли тот в рамках законодательства или нет», – сетует он. Основные претензии – отказ в допуске к торгам. Лишь примерно в половине случаев эти жалобы признаются обоснованными, рассказал Евраев «Газете.Ru». За последний квартал этот показатель составил 43%.
При этом безосновательная жалоба отягощает процедуру размещения госзаказа, в результате чего страдают в первую очередь добросовестные предприниматели, добавляют чиновники МЭР и ФАС. Если ввести плату, поток такого «спама» уменьшится.

Увеличение числа жалоб произошло не просто так, оппонируют Евраеву эксперты.«Чиновники потеряли всякий страх, и сложно найти конкурс, который бы сделан не под «свою» компанию,– уверен председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро. СМИ печатают огромное количество информации о разнообразных нарушениях в процессе заключения госконтрактов, но никаких изменений к лучшему нет. «К тому же сам закон о госзакупках не совершенен, – добавляет директор Института конкурсных технологий Сергей Дашков. – Он противоречив, а в некоторых местах несправедлив по сути».


При этом со стороны ФАС и президента постоянно звучат призывы к борьбе с коррупцией, обещания, что ФАС возьмет ситуацию под контроль. «Поэтому и идут жалобы в ФАС – в надежде, что что-то удастся сделать»,– говорит Габестро. Некоторые пока еще верят, что это возможно.

«Неужели все муки по созданию системы госзакупок были для того, чтобы ФАС брал дополнительные деньги?! – возмущается Дашков. – Пускай тогда ФАС вообще отказывается от контрольных функций. ФАС же существует за счет бюджета. Мы за функционирование ведомства как налогоплательщики платим деньги».

Правда, в ФАС уверяют, что если жалоба обоснованна, то предпринимателю ничего платить не придется. «А вот если предприниматель предлагал товар, не соответствующий требованиям заказчика, и при этом жалуется, что его заявку отклонили, то тогда ему за свою жалобу придется заплатить. Это справедливо», – замечает Евраев.

Однако эксперты считают, что сама идея брать деньги за жалобы выглядит странной: если бы ФАС пресекала нарушения до того, как они произошли, а чиновники знали, что ни одно нарушение закона не останется без последствий, то и количество жалоб было бы минимально.


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное