Прибыльный ноль

29.10.2009  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Снижение налога на прибыль, рассрочка по уплате НДС и другие налоговые антикризисные меры выгодны, но в основном крупному бизнесу, считают эксперты. Представители малого говорят, что им все равно, сколько вычтут из нуля, и просит отсрочить замену ЕСН на страховые выплаты. Все требуют усилить ответственность налоговиков.


Снижение налога на прибыль бизнес считает самым выгодным изменением в налогообложении. Так считают представители 71% компаний, опрошенных юридической компанией «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» (PG&P) в рамках исследования «Оценка бизнесом эффективности новых правил налогообложения, вступивших в силу в 2009 году».


В опросе приняли участие финансовые директора, главные бухгалтеры и начальники налоговых управлений более 100 компаний, которые представляют такие отрасли экономики как недвижимость/строительство (19%), торговля (19%), сфера услуг (17%), финансы/лизинг (16%), производство (11%), ТЭК (9%), телекоммуникации (7%), транспорт (1%) и IT (1%)




Две трети компаний (66%) также считают выгодной для себя возможность выплаты налога на добавленную стоимость (НДС) с рассрочкой в течение трех месяцев. «В условиях кризиса эта мера позволила сохранить в обороте значительные средства», – объясняет руководитель аналитической службы PG&P Вадим Зарипов. Еще 39% находят полезными для себя введение вычета по НДС по уплаченным авансам, а также увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам.

Бизнесмены давно просили государство о снижении налога на прибыль, но только финансовый кризис и нехватка кредитных средств заставили власть пойти им навстречу. В конце осени 2008 года на X съезде «Единой России» премьер-министр Владимир Путин пообещал снизить ставку налога на прибыль до 20% с 24% в следующем году, оптимизировать порядок начисления НДС по авансовым платежам, а также увеличить с 10% до 30% амортизационную премию, то есть часть первоначальной стоимости основных средств, которые можно отнести на расходы. Эти налоговые изменения гарантировали предприятиям порядка 500 млрд рублей, подсчитывал тогда министр финансов Алексей Кудрин.

Но не всеми изменениями компании поспешили воспользоваться. Ту же амортизационную премию не использует 43% опрошенных PG&P.


Наименее выгодными предприятия признали отмену НДС на ввоз оборудования, не имеющего аналогов, и замену пообъектного начисления амортизации групповым.


Соглашаясь в целом с результатами исследования, эксперты отмечают, что в нем больше внимания уделено крупному бизнесу. Из более чем 100 опрошенных компаний на долю крупных и крупнейших приходится 72%. «Преобладание крупных и очень крупных компаний дало крен в оценках, поскольку для среднего и малого бизнеса более актуален вопрос с ЕСН и менее актуален вопрос с прибылью», – отмечает председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.


«Нам приятно любое снижение налогов. Но в условиях того, что в 2008 году прибыли особо не было, а по итогам 2009 года не будет вообще никакой, для малого и среднего бизнеса непринципиально, сколько вычтут из нуля»,


– соглашается вице-президент «Опоры России» Александр Паперно.

Почти половина компаний (45%) считают важным отказ от замены ЕСН страховыми взносами. С 2010 года вместо единого налога компаниям придется вносить три платежа: пенсионный в 20%, медицинский в 3,1% и фонд социального страхования. Причем с 2011 года пенсионный и медицинский взносы вырастут до 26% и 5,1% соответственно. «Замена ЕСН страховыми взносами – суровый удар по мелкому и среднему бизнесу, где средние зарплаты», – говорит Данилов-Данильян. «Переход на эти взносы повышает затраты предприятий и способствует росту серых зарплат», – добавляет Паперно.

Впрочем, пока нет технических возможностей для перехода на страховые взносы, успокаивают эксперты. «Говорили о том, что необходимо перевести 10 тысяч сотрудников из ФНС в ПФР, то есть из госучреждения в негосударственный орган управления. Однако, во-первых, в ФНС нет свободных сотрудников, поскольку те, кто занимались ЕСН, также проверяли подоходный налог, а во-вторых, сами налоговики не заинтересованы переходить в ПФР, где зарплаты ниже.


Первого января закон просто некому будет исполнять»,


– заключает управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.

Но главное, что просит бизнес, – усиление ответственности налоговых органов за свои действия. «Это вызвано тем, что за каждый шаг налогоплательщик и его должностные лица привлекаются к административной и уголовной ответственности, в то время как налоговые органы и их сотрудники практически не несут никакой ответственности», – объясняет Зарипов. По его словам, уголовное наказание к фискалам применяется крайне редко:


«Инспекторов не принято наказывать за чрезмерное усердие, за выполнение плана без оглядки на закон».





По итогам первого полугодия в пользу налогоплательщиков было решено 68%. «Говорить о том, что суды принимают решения в пользу бюджета пока рано. В 2008 году в первом полугодии были похожие цифры, однако...
Бизнесмены опасаются, что необходимость обеспечить налоговые поступления для покрытия бюджетного дефицита может привести к «налоговому терроризму» при отсутствии наказаний. «Налоговики находятся в своеобразной ситуации. С одной стороны, над ними висит пресс региональных и федерального бюджетов, но с другой – при нынешний экономической ситуации собрать плановые цифры почти нереально. При этом сейчас их стимулируют исключительно на сбор налогов, что может привести к банкротству предприятий, сокращению рабочих мест», – подчеркивает Паперно.


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.