Конституционный Суд отменил дифференцированный подход при начислении пособия по безработице

28.10.2009

22 октября Конституционный Суд РФ огласил Постановление по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан М.А. Белогуровой, Т.А. Ивановой, С.Г. Климовой и А.В. Молодцова.
          
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан, которые ранее работали у индивидуальных предпринимателей, в связи с чем получали минимальный размер пособия по безработице и были лишены права на досрочное оформление пенсии. На момент рассмотрения жалобы в КС РФ положения Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливали различные правила начисления пособия по безработице и назначения трудовой пенсии по старости за два года до достижения пенсионного возраста для уволенных из организаций и для граждан, работавших до увольнения по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем.
          
КС РФ в своем Постановлении по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан М.А. Белогуровой, Т.А. Ивановой, С.Г. Климовой и А.В. Молодцова указал на то, что гарантии защиты граждан должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства. Предусмотренные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" разные правила начисления пособия по безработице несовместимы с конституционными принципами равенства и справедливости. Фактически гражданам, относящимся к одной и той же категории, государство не обеспечивает равные меры социальной поддержки на период поиска новой работы. Социальная поддержка безработных непосредственно не связана с каким-либо конкретным налогом или взносом, уплачиваемым работодателями. Соответственно, различия в правилах начисления пособий по безработице не имеют объективного оправдания.          

Реализация права безработных на назначение досрочной трудовой пенсии по старости также поставлена в зависимость от организационно-правовой формы их работодателя (организация или индивидуальный предприниматель). Это положение не имеет объективного оправдания, не основано на универсальных принципах справедливости и равенства и не согласуется с целями правового, демократического, социального государства.

КС РФ постановил, что положения Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", допускающие дифференциацию прав граждан на получение пособия по безработице и на назначение пенсии, основанные исключительно на том, с каким работодателем они состояли в трудовых отношениях, противоречат Конституции Российской Федерации.
          
Решения по делам заявителей М.А. Белогуровой, Т.А. Ивановой, С.Г. Климовой и А.В. Молодцова подлежат пересмотру с момента провозглашения постановления.
          
Положения, признанные Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу с введением в действие нового правового регулирования, которое надлежит выработать федеральному законодателю.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA