Несмотря на инфляцию, Россия переживает потребительский бум

26.11.2007

В конце прошлой недели стало известно, что Экспертное управление Администрации Президента РФ готовит специальный доклад, анализирующий структуру и динамику потребления товаров и услуг в стране с 1999 по 2008 год. И хотя документ будет готов только в феврале будущего года, уже сейчас кремлевские специалисты говорят о росте потребления некоторых групп товаров за эти годы в 2–3,5 раза. Статистика Росстата подтверждает это лишь отчасти. Да, действительно, потребление по некоторым группам товаров увеличилось в разы. Так, за период с 2000 по 2006 год продажи легковых автомобилей в стране выросли в 2,15 раза, телевизоров – в 3,12 раза. Но, к примеру, потребление мяса и птицы – в 1,85 раза, причем рост этот происходил с довольно низкого старта. Продажи кожаной обуви выросли на 53, рыбы – на 25%. За семь лет не так уж много. «Существенный рост потребления пришелся на те товары, которые десять лет назад не были представлены на отечественном рынке», – комментирует ситуацию председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. В эту категорию, по его словам, попали в основном продукты высокотехнологичных производств. В частности, это касается мобильных телефонов, бытовой техники, автомобилей. На продуктовом рынке г-н Шелищ тоже выделил «передовиков»: «Это различные кисломолочные продукты, готовые товары кулинарии, дорогие спиртные напитки, пиво. Вместе с тем, отметил эксперт, большинство этих товаров не являются продуктами первой необходимости, поэтому в случае роста цен потребитель может легко от них отказаться. «Иное дело товары и со стабильной структурой спроса. К сожалению, они значительно дорожают в первую очередь, а спрос на них остается неизменно высоким», – подытожил эксперт. Доктор экономических наук Никита Кричевский оценивает официальные данные Росстата, свидетельствующие, что расходы населения на приобретение товаров и услуг с 2000 года выросли в 3,7 раза, как «среднюю температуру по больнице». «Если брать реальный рост потребления самых бедных людей страны, то за последние годы он составил 10–12%, не больше», – утверждает эксперт. Ссылаясь на данные «Левада-Центра», он отмечает: за последние годы доля людей, испытывающих проблемы с покупкой пищи, снизилась с 23 до 12%, а тех, кто не мог себе позволить нормальную одежду, – с 42 до 31%. Основной же рост потребления, по его версии, происходит за счет 10% самых богатых людей страны, которые в 42 раза зажиточнее самых бедных.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное