Платить налоги стало проще, но не в России

23.11.2007  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Налоговые реформы, снижающие налоговую нагрузку и облегчающие налоговое администрирование, могут привести к увеличению фискальных доходов государства в результате увеличения инвестиций и повышения собираемости налогов. Об этом сообщается в новом совместном отчете Всемирного банка, МФК (Международная финансовая корпорация) и PricewaterhouseCoopers. «Уплата налогов в 2008 году» (Paying Taxes 2008) является вторым отчетом из ежегодной серии исследований налоговых систем, в нем рассматриваются налоговые системы 178 стран мира. В отчете содержится вывод о том, что правительствам необходимо стремиться к упрощению системы налогообложения и налогового администрирования, уменьшению количества налогов и налоговых платежей, а также снижению налоговой нагрузки. От таких мер выиграют и бюджет и налогоплательщики. В отчете говорится, что за прошедший год в 31 стране мира были улучшены системы налогообложения торгово-промышленных предприятий, а за последние три года — всего в 65 странах. Пальма первенства в сфере налоговых реформ принадлежит Болгарии, второе место занимает Турция. Самой популярной реформой, осуществленной в 27 странах мира, было уменьшение налога на прибыль организаций. В странах Восточной Европы и Центральной Азии ставки налогообложения остаются самыми высокими в мире, несмотря на проведенные в 2006-2007 гг. реформы. Также высоки налоговые ставки и в странах Африки. Самую высокую нагрузку в сфере налогового администрирования несут организации в странах Латинской Америки, Восточной Европы и Центральной Азии. «Второй по популярности реформой в сфере нормативно-правового регулирования бизнеса в этом году является уменьшение налогового нагрузки. Если ранее ряд стран не хотел уменьшать налоговую нагрузку ввиду ожидаемого сокращения государственных доходов, то сегодня ряд правительств, которые пошли на этот шаг, уже пожинают плоды от увеличения инвестиций и экономического роста», — говорит Рита Рамальо, соавтор отчета, специалист по налогообложению на проекте «Ведение бизнеса» (Doing Business) Всемирного банка и МФК. «В странах с низким уровнем налоговой нагрузки больше новых предприятий выходят на рынок». Административная нагрузка, связанная с соблюдением норм налогового законодательства, является тяжелым бременем для бизнеса во всем мире. В мировом масштабе компания в среднем затрачивает почти два месяца (56 дней) в год на налоговое администрирование — 15 дней на расчет и уплату налога на прибыль предприятий, 21 день — на налоги и отчисления с фонда заработной платы и 21 день — на налоги на потребление. Однако и в этом вопросе существуют большие различия между странами. Например, соблюдение требований по налогам на потребление занимает в Азербайджане 105 дней и только один день в Швейцарии. Исследование позволяет сравнить налоговые системы разных стран мира на основании деятельности конкретного предприятия сопоставимого уровня (компания среднего уровня, обороты которой определялись, исходя из дохода на душу населения в разных странах). При сравнении учитывается не только влияние уровня ставок налогообложения на ведение бизнеса, но и административная нагрузка на налогоплательщиков, возникающая при расчете и уплате налогов. В частности налоговые системы разных стран сравниваются по числу налоговых платежей, количеству времени, которое требуется на налоговое администрирование, а также по налоговым затратам бизнеса, которые измеряются эффективной ставкой всех налогов. Эти три показателя [(1) количество налоговых платежей, (2) время, потраченное на налоговое администрирование и (3) налоговые затраты)] формируют совокупный показатель, используемый для сравнения налоговых систем разных стран. В этом году в десятку стран-лидеров с точки зрения этого комбинированного показателя вошли в порядке убывания: Мальдивы, Сингапур, Гонконг (Китай), Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Ирландия, Саудовская Аравия, Кувейт, Новая Зеландия и Кирибати. В десятку стран, где налоговый режим по комбинированному показателю является наиболее сложным, вошли следующие страны, занимающие со 169 по 178 позицию в списке: Панама, Ямайка, Мавритания, Боливия, Гамбия, Венесуэла, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Украина и Беларусь. Россия по совокупному показателю занимает 130 место. По показателю налоговых затрат — 131 место с эффективной налоговой ставкой всех налогов 51,4%. Несмотря на то, что в России относительно низкая ставка налога на прибыль, налоговая база по нему может быть существенно выше в сравнении с другими странами. Это объясняется разницей подходов к начислению амортизации в России и других странах мира, а также ограничением вычета некоторых расходов в соответствии с российским законодательством. По показателю количества налоговых платежей и времени, затраченному на налоговое администрирование, Россия находится на 58-м и 151-м местах соответственно. Таким образом, при относительно низкой налоговой нагрузке российские компании несут довольно высокую административную нагрузку, связанную с расчетом и уплатой налогов. Однако, если сравнивать положение России в рейтинге по сравнению со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), Россия лидирует по совокупному показателю (она занимает 130 место по сравнению с 137 местом, которое занимает Бразилия, 165 — Индия и 168 — Китай). Это объясняется, в частности, тем, что по сравнению с другими странами БРИК у России самая низкая эффективная налоговая ставка. Кроме того, Россия занимает второе место по двум другим показателям (по количеству налоговых платежей — после Бразилии и по времени, затраченному на налоговое администрирование — после Китая). Время, необходимое на налоговое администрирование, и количество налоговых платежей оказывают значительное влияние на общий рейтинг каждой конкретной страны, и либо нейтрализуют преимущество низких ставок налогообложения, либо смягчают последствия высоких ставок. Например, в скандинавских странах, известных своими высокими налогами, нагрузка по соблюдению требований налогового законодательства достаточно низкая. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при организации реформ правительствам следует рассматривать все налоги уплачиваемые организациями. Налог на прибыль предприятий составляет только часть всех затрат и в среднем на него приходится 37% общей налоговой ставки, 26% количества часов, затрачиваемых на налоговое администрирование, и 12% от числа всех налоговых платежей. Налоги и отчисления с фонда заработной платы в некоторых странах значительно повышают налоговые затраты, а также на них приходится наибольшая временная нагрузка в области налогового администрирования. Данные отчета предоставят серьезную пищу для размышлений правительствам входящих в обзор стран, ведь налоговый режим является довольно существенным фактором при определении инвестиционной привлекательности страны.


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.