ФНС подвела итоги работы за 9 месяцев

25.10.2007  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Сегодня в Санкт-Петербурге открылась коллегия Федеральной налоговой службы, посвященная подведению итогов работы ведомства за январь-сентябрь месяцев 2007 г. В выездном совещании приняли участие руководитель ФНС России М.Мокрецов, его заместители, руководители управлений центрального аппарата ФНС и территориальных управлений по субъектам Российской Федерации. В работе коллегии также участвовали заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации С.Воскресенский, заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.Колесник, представители администрации Санкт-Петербурга. Как сообщила пресс-служба ФНС, основное внимание в ходе совещания уделялось вопросам, связанным с легализацией налоговой базы; возможностям улучшения взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности проводимой ФНС работы; были подведены итоги контроля за достоверностью отражения налоговой базы с фонда оплаты труда. В ходе совещания отмечалось, что, по данным Росстата, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту (если в 2004 г. доля скрытой оплаты труда составляла 25,4%, то в 2005 году выросла до 26,9% и сохранилась на этом же уровне в 2006 г.). Как отметила в своем докладе заместитель руководителя ФНС России Т.Шевцова, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в том числе снижение с 1 января 2005 г. налоговой ставки ЕСН с 35,6% до 26%, не привело к существенному расширению налоговой базы и снижению доли скрытой оплаты труда в 2005 г. Отсутствие эффекта от снижения налоговой ставки и продолжающаяся динамика роста доли скрытой оплаты труда подтверждается данными о налоговой базе по единому социальному налогу. Активная работа налоговых органов наряду с выработкой новых методов работы позволила в 2006 г. стабилизировать долю скрытой оплаты труда на уровне 2005 г. – 26,9%. Службой было инициировано создание комиссий по легализации «теневой» заработной платы, как в налоговых органах, так и при администрациях субъектов Российской Федерации. Т.Шевцова подчеркнула, что задачей комиссий является не повышение заработной платы, а обеспечение достоверности налоговой базы. Работа с налогоплательщиками в рамках комиссий построена на изучении и анализе финансово-хозяйственной деятельности и определении круга плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. При этом в обязательном порядке учитываются объективные условия деятельности, не позволяющие выплачивать более высокую заработную плату (например, бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации). В 2007 г. в зоне риска оказалось более 400 тыс. налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, или 17% от представляющих отчетность. Основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, являются: оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. По состоянию на 1 октября 2007 г. из 400 тыс. организаций, находящихся в зоне риска, более 62% налогоплательщиков увеличили налоговую базу за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли. В результате проведенной работы наблюдается увеличение темпов роста фонда заработной платы. Так, в 2003-2006 гг. темп роста оставался на уровне 124-125%. На 2007 г. рост фонда заработной платы прогнозировался на уровне 120%. Однако уже за 7 месяцев текущего года по данным Росстата он составил 128%. Одновременно отмечается высокий рост поступлений налога на доходы физических лиц и единого социального налога. За 9 месяцев 2007 г. темп роста поступлений по НДФЛ составил 135%, по ЕСН – 129%. Т.Шевцова отметила, что ускорение темпа роста поступлений НДФЛ, ЕСН и темпов роста заработной платы во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации «теневой» зарплаты. По оценке специалистов ФНС России, дополнительные поступления единого социального налога и страховых взносов от легализации за 9 месяцев текущего года составили 48 млрд. рублей (18,3%) от прироста поступлений. Данная сумма является не итогом непосредственно контрольной работы, а результатом качественного анализа и аргументированного диалога с налогоплательщиками. Наиболее эффективно работу по легализации налоговой базы проводили Управления ФНС России по Москве, Санкт-Петербургу, Республике Татарстан, Воронежской и Вологодской областям. Работа по легализации заработной платы оказывает существенное влияние на легализацию трудовых отношений. Подтверждением этому являются данные о представлении налоговыми агентами справок о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Так, по итогам работы комиссий за 2006 г. в 2007 г. количество представленных сведений о доходах физических лиц увеличилось более чем на 6 млн и составило 101 млн сведений. В 2007 г. акцент в работе комиссий по легализации «теневой» заработной платы был сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом, включая контроль за деятельностью убыточных организаций. Как сказала Т.Шевцова, по данным ФНС 20% организаций в I полугодии 2007 г. являлись убыточными. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, это 42%. Основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, являются оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. То есть это те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда. В своей работе комиссии учитывают тот факт, что при открытии бизнеса возможны убытки. Однако в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли - не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов - наиболее вероятный признак неполного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Поэтому работа налоговых органов в первую очередь проводится с теми убыточными организациями, которые заявляют убытки более двух лет, и у которых имеются значительные отклонения в бухгалтерской и налоговой отчетности. Для приглашения на заседания комиссий был определен круг из 112,4 тыс. организаций (45% от общего числа убыточных компаний за 2006 г.). За 9 месяцев 2007 г. рассмотрена деятельность 75 тыс. организаций (67% от «категории риска»). В результате работы комиссий следующие 24 тыс. организаций (одна треть компаний), представили уточненные налоговые декларации, уменьшив убытки на 29 млрд руб. и заявив дополнительно прибыль на 2 млрд рублей. С учетом того, что на комиссиях проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, изучаются товарные, финансовые потоки, анализируется информация из различных ведомств, предоставляется возможность с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. За 9 месяцев 2007 г. комиссиями было рекомендовано к назначению более 7 тыс. выездных налоговых проверок убыточных организаций. Итогом завершенных выездных проверок стало уменьшение убытков на 7 млрд руб., а также отражение налоговой базы по прибыли в сумме более 4 млрд рублей. Общие доначисления по налогам составили 5 млрд рублей. Всего же по результатам контрольной работы за 9 месяцев текущего года сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения, составила 61 млрд. рублей, а доначисления по налогу на прибыль составили 95,9 млрд рублей. Работа комиссий во всех регионах налажена при поддержке администраций субъектов Российской Федерации. Активное участие принимают представители государственных внебюджетных фондов, инспекций по труду, правоохранительных органов. На новый уровень вышло взаимодействие с миграционной службой (составной частью проводимой налоговыми органами работы является легализация доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации). Примером успешной совместной работы может служить Краснодарский край, где в рамках соглашения с Федеральной миграционной службой России о взаимодействии и обмене информацией осуществлен пилотный проект по сопоставлению информационных ресурсов. Так, в 2006 г. в Краснодарском крае разрешения на привлечение и использование иностранных работников получили 1208 организаций. Сопоставляя данные миграционной службы с информационным ресурсом налоговой службы «Сведения о доходах» по форме 2-НДФЛ установлено, что 42% организаций не представили данные о выплате заработной платы иностранным работникам. Также установлено, что из 12,5 тыс. иностранных граждан, получивших разрешения на работу, отсутствуют сведения о полученных доходах по 4,5 тыс. граждан (это 36%). По данным случаям проводятся соответствующие контрольные мероприятия. Всем управлениям ФНС России по субъектам РФ поручено организовать аналогичное взаимодействие с территориальными органами миграционной службы. Т.Шевцова подчеркнула, что легализация трудовых отношений – это, прежде всего, социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. «То есть эффект нашей работы - это еще и социальные гарантии государства», - отметила она.


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.