Москва разрабатывает новую миграционную политику

01.08.2007

Москва готовит новую миграционную программу, которая позволит урегулировать отношения между столичными работодателями и иностранными работниками, а также поставит в более выгодное положение граждан России по сравнению с мигрантами из-за рубежа. В среду, 1 августа, в пресс-центре «МК» состоялась пресс-конференция председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы Алексея Александрова. Он напомнил, что с 15 января 2007 года в силу вступили три новых федеральных закона: о правовом положении иностранных граждан, о миграционном учете иностранных граждан и изменения в КоАП, повышающие ответственность работодателей за привлечение на работу нелегальных мигрантов. А.Александров считает, что теперь Россия «обладает самым либеральным законодательством в области миграционной политики в мире». Опыт Москвы в реализации новых законодательных норм, по словам А.Александрова, с одной стороны, свидетельствует о том, что они весьма «прогрессивны», но с другой – обнаруживает целый ряд острых проблем, требующих своего решения. Прежде всего это касается привлечения в город иностранных работников из стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана (для въезда в РФ граждан двух последних стран необходима виза). Новое законодательство обязывает Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве в течение 10 дней выдать иностранному гражданину разрешение на работу в РФ. Поводом для отказа может служить лишь незаконопослушность заявителя. С начала 2007 года УФМС по Москве было выдано 426 тыс. таких разрешений, в то время как от работодателей поступило лишь 111 тыс. уведомлений о том, что ими были приняты на работу иностранные граждане. Где находятся и чем занимаются оставшиеся 315 тыс. человек, «не может ответить ни один орган исполнительной власти», сообщил А.Александров. Часть этих людей, считает он, по всей вероятности, идет работать нелегально, а часть уходит в криминальную сферу. В то же время, отметил председатель комитета, столичные работодатели считают выгодным для себя не оформлять официально принимаемых ими на работу иностранцев. Решению этой проблемы должна послужить готовящаяся правительством Москвы новая миграционная программа на 2008-2010 гг. Целью ее станет наведение порядка в учете иностранных работников на территории Москвы, отметил А. Александров. Среди основных ее задач он назвал поэтапное замещение иностранных кадров россиянами. Для этого планируется выдавать разрешения на работу иностранцам лишь с учетом ситуации на рынке труда, причем российским гражданам должен отдаваться приоритет. Не менее важно, чтобы в РФ привлекались только квалифицированные зарубежные кадры. Примером решения этой проблемы может служить готовящийся в настоящее время проект соглашения с Киргизией, по которому граждане этой страны, желающие работать в России, будут проходить отбор в соответствии с требованиями работодателей РФ в самой Киргизии, а в Москву они будут привлекаться на конкретные должности и обеспечиваться соответствующим российскому законодательству соцпакетом. От других стран также есть предложения по заключению подобных соглашений, отметил А.Александров. Особой критике он подверг действующую ныне систему квотирования при найме иностранных работников. Председатель комитета назвал ее «нежизнеспособной и ошибочной». Проблема в том, что зачастую нет никакой связи между поданными работодателями заявлениями на привлечение иностранных работников: заявленные цифры не отвечают потребностям столичных предприятий. В связи с этим, сообщил А.Александров, «мы выступаем за сокращение квоты»: на 2007 год она составит по безвизовым странам 750 тыс. человек, по визовым странам – 80 тыс. человек, а на 2008 год – 250 тыс. и 50 тыс. человек соответственно. «Это существенное сокращение, но мы идем в рамках официальной статистики», — добавил председатель комитета. Он подчеркнул, что квотирование – это единственный рычаг для субъектов РФ по регулированию миграционных потоков на своих территориях. В целом же, резюмировал А.Александров, основная цель разрабатываемой программы – наведение порядка во взаимоотношениях между иностранными работниками, органами исполнительной власти, работодателями и компаниями-посредниками, причем важным является вытеснение с рынка «теневых» посредников.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное