Госдума может ввести ЕГАИС на новые рынки

19.04.2007

В Госдуму уже этим летом может быть внесен законопроект, вводящий в целях борьбы с оборотом контрафактной продукции системы, аналогичные Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), на новых рынках – от аудио- и видеопродукции до стройматериалов. Разработчики проекта ссылаются на необходимость жесткой борьбы с контрафактом при вступлении России в ВТО. Эксперты ожидают, что подобные новшества будут обрушивать товарные рынки по той же схеме, которая уже обрушила алкогольный рынок летом 2006 года. Межведомственная рабочая группа, созданная в 2007 году по инициативе ФСБ с участием представителей МВД, Минюста, Генпрокуратуры, МЭРТа, Минтранса, депутатов Госдумы, закончила работу над законопроектом "О мерах по противодействию незаконному обороту отдельных видов продукции, произведенных с нарушением требований законодательства РФ". Законопроект предполагается внести в Госдуму в июне-июле 2007 года. Законопроект дает определение понятиям "контрафактной" и "фальсифицированной" продукции и распределяет полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей в борьбе с оборотом контрафакта. Главное же предложение законопроекта – создание для борьбы с оборотом контрафактной продукции в отдельных товарных группах систем электронной маркировки подлинности продукции, аналогичных той, что применяется в ЕГАИС по учету оборота алкогольной продукции. Как сообщил один из разработчиков проекта – вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, проект определяет список товаров, которые должны будут иметь специальную электронную маркировку. В список пока вошли аудио- и видеозаписи, фонограммы, программы для ЭВМ, лекарственные средства, биологически активные добавки, косметическая и парфюмерная продукция, строительные материалы, автомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запчасти к ним, взрывчатые вещества. Маркировка, согласно текстам сопроводительных документов к проекту, будет представлять собой специальную марку со штрих-кодом или радиочастотную метку. Технические требования к индивидуальному идентификатору товара будет устанавливать правительство, расходы на маркирование легального товара предполагается возложить на производителя в России или импортеров в случае импорта товара. Проектом предусмотрено, как и в случае с ЕГАИС, введение уголовной и административной ответственности за отказ от маркировки товара, передачи данных в системы учета. Таможенные органы предлагается наделить правом приостанавливать ввоз контрафактных товаров по собственной инициативе – без заявлений правообладателей на торговые марки и товары. Законопроект также предполагает ввести административную ответственность для покупателей немаркированных товаров, входящих в "спецгруппы": пока в проекте штраф за покупку таких товаров составляет один МРОТ. Документ пока не устанавливает конкретные сроки введения в действие систем, аналогичных ЕГАИС, для отдельных групп товаров. Систему предполагается тестировать на парфюмерно-косметической и фармацевтической отраслях. Правда, в отличие от ЕГАИС речь не идет о системе налогового учета, а лишь о маркировке подлинности – проект не предполагает жесткого фискального контроля за оборотом подобной продукции. Впрочем, из текста пояснительных записок к проекту следует, что законопроектом предполагается, что все этапы движения товара из "спецгрупп" на рынке от момента его появления или импорта до продажи конечному покупателю будут фиксироваться в специальных базах данных – кто конкретно будет их вести, еще не определено. Эксперты опасаются проблем, аналогичных проблемам с ЕГАИС летом 2006 года. Главная же проблема законопроекта – неизвестно, открытым или закрытым будет список "спецгрупп" товаров. В.Катренко не исключает, что список будут расширен в ходе обсуждения законопроекта "с учетом интересов потребителей и мнения бизнес-сообщества". Таким образом, каким именно отраслям угрожают новые ЕГАИС, станет известно лишь к лету 2007 года.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное