ФНС ставит задачу повышения эффективности налогового контроля

11.04.2007  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

О том, как работала Федеральная налоговая служба в 2006 году, а также о перспективных задачах налогового администрирования рассказал заместитель руководителя ФНС России Владимир Гусев. Он сообщил, что в 2006 году ФНС обеспечила 67% доходов бюджетной системы Российской Федерации. Поступило около 7 трлн руб. администрируемых cСлужбой доходов, что на четверть больше, чем в 2005 году. Из них в федеральный бюджет поступило 3 трлн руб., в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации — свыше 2,7 трлн руб., в государственные внебюджетные фонды — 1 трлн руб. Показатели доходов на 2006 год, установленные законом о федеральном бюджете, исполнены, кроме того, бюджет получил дополнительно 17 млрд руб. Однако показатели по НДС не выполнены, отметил В.Гусев. В качестве основной причины он назвал увеличение налоговых вычетов вследствие изменений законодательства о налогах и сборах. Потери ФНС оценивает в 373 млрд руб. Планируется, что темп роста объемов поступлений НДС в 2007 году составит 149%. К настоящему моменту ФНС согласовала с Минфином оценку поступления налога на 2007—2010 годы. В 2007 году сборы НДС составят немногим свыше 1 трлн руб. вместо 1,4 трлн руб., предусмотренных в бюджете. Темп роста поступлений налога на прибыль в 2006 году составил 140% к уровню 2005 года, сообщил В.Гусев. В основном это обусловлено повышением цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и цен на металл, а также увеличением объемов реализации нефти и газа. Однако, отметил он, уже сегодня пересматривается в сторону снижения прогноз мировых цен на нефть на 2007—2010 годы. В таких условиях темп роста прибыли замедлится, а может быть, и снизится. В этом случае необходимо оценить риски исполнения показателей поступления налога на прибыль, заложенных в финансовом плане на 2007—2009 годы. Благодаря деятельности комиссий по легализации "теневой" заработной платы число организаций, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума, сократилось в четыре раза, сообщил В.Гусев. «По сравнению с 2005 годом это был прорыв в налоговом администрировании, — считает он. — Эффект очевиден: размер поступлений от ЕСН и НДФЛ превысил запланированный». В 2007 году работа комиссий по легализации теневой заработной платы будет продолжена, но уже на новом уровне, сказал В.Гусев. Крайне важным он считает повышение эффективности налогового контроля. «Сразу оговорюсь: мы не ставим задачу стопроцентного охвата налогоплательщиков проверками. Акцент сделан на предварительной подготовке контрольных мероприятий и высоком качестве их проведения, иначе говоря, на системном налоговом мониторинге. Внедрять его служба начала менее года назад, но уже сейчас отмечается повышение налоговой дисциплины», — сказал он. По словам В.Гусева, в целях совершенствования налогового администрирования разработан новый порядок планирования выездных налоговых проверок. Теперь, планируя проверку, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым и аффилированным организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета. Контрольные мероприятия также скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизованно. При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам, считает В.Гусев. Кроме того, создается эффект присутствия налогового контроля во всех сферах экономической деятельности по всей стране. Отвечая на вопрос о взаимодействии налоговых органов с муниципалитетами, В.Гусев рассказал, что текущем году статистическая налоговая отчетность о налоговой базе и структуре начислений по пяти видам налогов, которые уплачиваются в местные бюджеты, будет формироваться по муниципальным образованиям. Еще в прошлом году ФНС России разработала Типовое соглашение по информационному взаимодействию налоговых органов субъектов Российской Федерации с администрациями этих субъектов. Сегодня такие соглашения заключены в 72 субъектах РФ. Соответственно обеспечен доступ широкого круга пользователей к статистической информации управлений ФНС России через Интернет. Важным направлением работы ФНС в 2007 году останется деятельность по совершенствованию системы госрегистрации. Недостатки существующих законов оставляют множество возможностей как для создания фирм-однодневок (а это уклонение от налогов), так и для захвата фирм рейдерами, отметил В.Гусев. Чтобы ликвидировать пробелы в законодательстве, Федеральная налоговая служба совместно с Минэкономразвития России подготовила предложения по изменению подходов к государственной регистрации юридических лиц. Сейчас законопроект согласовывается с заинтересованными государственными органами. Одна из проблем налогового администрирования — существенная сумма налоговой задолженности. ФНС продолжает вести работу по ее урегулированию. «На начало 2007 года задолженность по налогам в бюджетную систему составила около 2 трлн руб., что на 123 млрд руб., или на 6%, ниже соответствующего показателя годичной давности. То есть прогресс налицо», — отметил В.Гусев. По его словам, к должникам применяются различные меры взыскания: направляются требования об уплате налога, выставляются инкассовые поручения, принимаются решения о взыскании недоимки за счет имущества. Достаточно эффективно налоговые органы взаимодействуют со Службой судебных приставов. Только за прошлый год сумма, взыскиваемая судебными приставами, возросла на 20%. Важный вопрос — задолженность отсутствующих должников, по которым законодательство обязывает инициировать процедуры банкротства. За 2006 год ФНС России инициировала 62 тысячи таких процедур, сообщил В.Гусев. В то же время по экспертной оценке взыскать можно не более 5% имеющейся задолженности отсутствующих должников. Чтобы урегулировать такую задолженность без процедуры банкротства (исходя из принятой Высшим арбитражным судом позиции), нужно вносить поправки в законодательство о банкротстве, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и законодательство о государственной регистрации. По словам В.Гусева, соответствующие предложения направлены в Минэкономразвития России и Минфин России.


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.