Ошибки налоговиков выходят фирме "боком"

06.04.2007

Сдать документы в инспекцию без погрешностей — задача не из легких. Даже если бухгалтер подготовил все правильно, нельзя быть уверенным, что с ними не возникнет проблем. Один просчет может стоить фирме немалых денег. Но к такому же результату может привести оплошность принимающей стороны — самих налоговиков. Порой инспекторы делают опечатки в документах. Специалисты ИФНС или представители фирм-разработчиков при настройке программ приема отчетности в электронном виде легко могут какой-нибудь необязательный реквизит снабдить предупреждением о возможности ошибок, если этот реквизит отсутствует. В этом случае при приеме отчетности инспектор видит ошибки, которых нет (или предупреждение об их возможности), и не принимает отчетность в электронном виде, говорит начальник научно-методического отдела компании "Инфо-Бухгалтер" Владимир Буреш: “При наплыве посетителей он не станет разбираться, совпадают ли форматы программы, установленной в ИФНС, и данных, представленных налогоплательщиком, с форматом, установленным ФНС. Дискета просто будет возвращена с просьбой исправить ошибки. А порой инспектор просто предлагает купить программу, которая "все правильно выгружает". По словам специалиста, иногда налоговики отказываются принимать отчетность, ссылаясь на то, что техника не читает информацию. Зачастую проблема кроется в неподготовленности персонала, объясняет Владимир Буреш: “Инспектор просто не обновил окно после последнего обращения к считыванию дискеты, поэтому он не может увидеть данные на ней. Ему следует лишь нажать клавишу F5. При этом окно "обновится", и информация будет считана. Однако бухгалтера отправляют переделывать отчетность”. Если компания не согласна с решением налоговой службы, она может оспорить его в суде. Но добиться правды порой бывает довольно сложно. Например, опечатка, допущенная чиновником, стоила фирме налогового вычета. Рассмотрев дело, Высший арбитражный суд (ВАС) заключил, что предприятие не будет расплачиваться за невнимательность инспекторов. Компания представила в ИФНС декларацию по НДС и документы, подтверждающие получение вычета за август 2005 года. Налоговики выставили требование представить документы по сделкам за апрель 2005 года. Запрос был удовлетворен, но чиновники отказались возместить НДС из-за того, что необходимые бумаги якобы не были переданы. Оказалось, требование содержало опечатку в указании налогового периода, по которому запрашивались документы. Причем ИФНС так и не исправила ошибки и не внесла изменения в запрос. Организация оспорила решение налоговой в арбитражном суде. Затем в апелляционной и кассационной инстанциях, но правды так и не добилась. Судей убедили аргументы чиновников, утверждавших, что, несмотря на ляп в бумаге, в действительности им были необходимы сведения за август 2005 года. Поэтому инспекция отказала в вычете. По мнению судей, формальное исполнение требования не освободило фирму от обязанности предоставить документы за август. Однако ВАС разрешил дело в пользу компании. Действительно, закон предписывает налогоплательщику выполнить требование ИФНС исходя из его буквального смысла. Поэтому президиум ВАС пришел к выводу, что последствия ошибки чиновников не могут быть возложены на организацию, и принял решение возместить НДС(постановление от 13 февраля 2006 г. N 14137/06).

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное