РСПП предлагает разделить надзор и регулирование

23.03.2007

Будущее банковского надзора, которое сейчас активно обсуждается во всех эшелонах власти, станет главной темой сегодняшнего заседания комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Как рассказал вчера на брифинге первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, союз предлагает разделить банковский надзор и регулирование, сформировать из сотрудников разных ведомств коллегиальный орган, который будет принимать основные решения, касающиеся управления банковской системой. Если предложение будет одобрено, РСПП намерен использовать все свои возможности для оформления его в законопроект. Впрочем, принимая во внимание важность реформы для банковской системы, не исключено, что все масштабные изменения если и произойдут, то не в ближайшем будущем. Скорее всего, окончательное решение по судьбе банковского надзора будет приниматься после президентских выборов 2008 года. По словам г-на Мурычева, РСПП против идеи создания финансового мегарегулятора. «Сегодня мы имеем достаточно продвинутый банковский надзор и слабый надзор за другими финансовыми рынками, — считает он. — Когда они лет через пять будут сопоставимы, тема мегарегулятора станет возможной». В основе предложения союза — сохранение надзора внутри Центробанка. Идея в том, чтобы объединить всех сотрудников ЦБ, занимающихся надзором за банками, на базе Главной инспекции по кредитным организациям (ГИКО) и обособить это подразделение. Сегодня функции банковского надзора исполняют несколько департаментов ЦБ, ГИКО и территориальные управления. Надзорный блок не будет принимать решений на основе своих наблюдений за банками. «Сегодня территориальные подразделения по-разному оценивают банки и применяют нормативные акты, — говорит г-н Мурычев. — Нужно выработать единый подход в оценке и трактовке документов». Поэтому все решения по банкам, в том числе по ограничению их деятельности, должны приниматься другой структурой — коллегиальным органом, полагает он. Такую роль, по мнению РСПП, должен взять на себя комитет банковского надзора или Национальный банковский совет. В НБС и сегодня входят представители парламента, правительства, администрации президента и ЦБ, но в идеале в структуру, принимающую решения, должны войти представители АСВ, «Росфинмониторинга», ФСФР и, возможно, ФАС. То, как все участники этого верховного совета будут договариваться о решениях, должно быть прописано в законодательстве. Коллегиальный орган будет также одобрять и проекты нормативных документов, которые будет разрабатывать другое подразделение. Свое согласие участвовать в принятии решений в ЦБ вчера подтвердил глава АСВ Александр Турбанов. По его словам, агентство могло бы обсуждать вопросы, касающиеся включения банков в систему страхования вкладов, чтобы Центробанк мог избежать некоторых ошибок. Г-н Турбанов отметил, что во многом поддерживает предложения бывшего зампреда ЦБ Дмитрия Тулина по реформе надзора и введению в орган, принимающий решения, представителей других структур. Это мнение не поддерживает депутат Госдумы, член НБС Павел Медведев: «Я против создания коллегиального органа, который бы принимал решения по банкам. Банковским надзором должны заниматься специалисты, а у АСВ или «Росфинмониторинга» таковых нет. Есть общественное заблуждение, что надзор — это судья, наказывающий за вину. Это не так, его функция — санирование системы. Поэтому и коллегиальность тут не нужна, на все есть специалисты». Он выступает против того, чтобы таким коллегиальным органом был НБС. «У Национального банковского совета совсем другая функция, он не участвует в ежедневной жизни ЦБ. КБН (комитету банковского надзора) это ближе», — заявил он. Создание коллегиального органа может усилить позицию ЦБ в суде в случае оспаривания банками его решений. Но и новый орган может столкнуться с той же возможностью разночтений законодательства, когда даже суды могут принимать противоположные решения. И тогда свои иски банки будут направлять уже не только против ЦБ, но и против всех ведомств, имеющих представительство в новом надзорном органе, что, безусловно, добавит им лишней и непрофильной работы. Поэтому куда более важно упорядочить не только нормативные документы ЦБ, но и некоторые законы, несовершенство которых позволяет сотрудникам ЦБ по-разному трактовать их. Такого мнения придерживается и г-н Медведев. В РСПП это тоже понимают: «Реформа надзора потребует изменений в ряд законов — о Банке России, о банковской деятельности и других, — говорит г-н Мурычев. — Если 23 марта предложения будут одобрены, мы вынесем их на бюро РСПП, и если оно одобрит, приложим все политические возможности, чтобы это было законодательно оформлено как можно быстрее». Впрочем, подобные изменения могут показаться весьма радикальными, ведь они означают самую радикальную реформу ЦБ за последнее время. А как показывает практика, начинать столь ответственное дело незадолго до президентских выборов вряд ли кто решится. Поэтому не исключено, что окончательное решение о том, каким должен быть надзор — в нынешнем состоянии, в форме мегарегулятора или в виде автономного органа в структуре ЦБ, — скорее всего, будет принято лишь в следующем году.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA