Малый бизнес пока в стороне от экологической сертификации

21.02.2007

Экологическая сертификация — дело добровольное, вот и получается, что государство не настаивает, а компании не очень-то торопятся. Впрочем, с сертификацией продукции дело обстоит гораздо лучше, чем с системой экологического менеджмента: думать об окружающей среде российский бизнес в основной своей массе пока не научился. В ходе экологической сертификации продукции определяется уровень экологической чистоты, и товару присваивается соответствующий коэффициент. "Известный всем сертификат соответствия подтверждает безопасность продукции, говорит Владимир Тилиндис, директор Агентства экспертизы и сертификации Приморского краевого фонда защиты потребителей. Но товары, имеющие такой сертификат, по качеству могут сильно различаться. Экологическая сертификация как раз и дает возможность их дифференцировать: коэффициент экологической чистоты показывает, насколько эта продукция по своим характеристикам лучше нормативных показателей (т. е. предельно допустимого уровня загрязнений). Дело это сугубо добровольное, но дальновидные руководители предприятий давно уже поняли: экологическая сертификация -лишний козырь в борьбе за конкурентоспособность товаров. Социологические опросы подтверждают, что экологическая чистота является для потребителя одним из важнейших факторов при выборе продукции, поэтому экологический сертификат можно рассматривать как эффективный маркетинговый инструмент. В процессе сертификации продукция должна пройти лабораторные испытания. "Но если заказчик имеет сертификат соответствия — значит лабораторные испытания он уже прошел -в этом случае мы можем использовать имеющиеся данные, -поясняет г-н Тилиндис. — Стоимость сертификации в среднем составляет от 8 до 12 тыс. руб., а сам процесс может занять от 5 до 15 дней (это зависит от того, будем мы проводить испытания самостоятельно или получим готовые результаты). Как правило, сертификат выдается не на 1 вид продукции, а на группу товаров однородного состава. Срок действия сертификата составляет 2 года, после чего его можно продлить, — например, гормолокозавод "Уссурийский" и компания "Зеленые листья" делали это уже несколько раз". Наибольший интерес к экологической сертификации проявляют предприятия пищевой промышленности, и прежде всего — производители питьевой воды, молочной и рыбной продукции. Но в списке сертифицированных предприятий есть и те, кто выпускает пластиковую тару, мебель и отделочные материалы. Сегодня экологические сертификаты имеют такие известные компании, как "Уссурийский бальзам", "Европласт", "Дальпико-Рыбсервис", "Михайловский бройлер", "ТигРос", "Дальпак", "Лука", "Хабаровский ликеро-водочный завод", "Амурский напиток", "Примснабконтракт" и др. Еще одна система, которая на Дальнем Востоке пока не получила широкого распространения, — сертификация на соответствие требованиям ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001). Речь идет о международной системе экологического менеджмента (СЭМ): здесь критерием оценки служит воздействие предприятия на окружающую среду в процессе производственной деятельности. Наибольший интерес к сертификации в нашей стране проявляют нефтедобывающие, нефтегазовые, металлургические компании, предприятия химической промышленности, а вот малый и средний бизнес в этом процессе практически не задействован. Сегодня на ISO 14001 сертифицируются, во-первых, компании, которые в силу особенностей производства имеют высокие риски по загрязнению окружающей среды, и прежде всего те, кто вынужден платить большие штрафы, отмечает Андрей Губанов, ведущий эксперт ДВФ РС, руководитель направления по сертификации систем менеджмента на Дальнем Востоке компании "Русский регистр". Во-вторых, это делают крупные компании, которые уже вышли на определенный уровень и могут себе позволить заботиться о состоянии окружающей среды и о собственном имидже. В-третьих, предприятие может сертифицироваться по требованию зарубежных партнеров. "В России для большинства предприятий главным документом, регулирующим их воздействие на окружающую среду, остаются нормативы предельно допустимых выбросов, — сетует г-н Кондратенко. — Руководство предприятия рассуждает так: чем выше нормативы — тем лучше, тем проще будет их соблюдать. Но это устаревшие взгляды, их пора пересматривать". Если по ISO 9001 на Дальнем Востоке сертифицировано порядка 190 компаний и в последние годы этот процесс набирает обороты, то сертификация по ISO 14001 по-прежнему востребована слабо. Статистики по ДВФО на сегодняшний день никто не ведет, но, по оценкам специалистов, цифра может составлять от 10 до 20 компаний. Лидером является Сахалинская область, это связано с реализацией нефтяных проектов. В Приморье на ISO 14001 сертифицировано только ДВМП, еще 2-3 компании готовятся к сертификации (в том числе корпорация "Римско"). Однако на перспективы СЭМ в нашей стране, и в частности на Дальнем Востоке, представители сертифицирующих компаний смотрят с оптимизмом, особенно в свете вступления России в ВТО, ведь конкуренция всегда стимулирует. Андрей Губанов предполагает, что в Приморье число заинтересованных компаний может увеличиться с началом строительства нефтепровода, если в этом проекте будут задействованы иностранные корпорации. Временные и финансовые затраты предприятия на сертификацию по ISO 14001 индивидуальны, говорит Андрей Губанов. Они определяются такими факторами, как численность персонала, специфика производственного процесса, степень экологического риска (она зависит от вида деятельности компании). Подготовка к сертификации может занять от нескольких месяцев до 1,5-2 лет, сам процесс сертификации (аудит) — от 3 дней до двух недель. С получением сертификата работа не заканчивается, ведь важен не документ, а система — ее нужно непрерывно поддерживать, контролировать производственный процесс и улучшать показатели. Срок действия сертификата — 3 года, и в течение этого срока аккредитованные органы по сертификации проводят на предприятии регулярные инспекционные проверки. Сертификация на ISO 14001 может сразу же принести компании отдачу в виде выгодных заказов, экономии ресурсов или решить проблемы с контролирующими органами, избавив предприятие от штрафов. Но, по большому счету, внедрение СЭМ — это работа на общество и на имидж самой компании, сообщает газета "Золотой рог".

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA