Проблемы кредитования банками малого бизнеса

21.02.2007

По мнению экспертов Росбанка, за последние 3-4 года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80% и достиг к концу 2006 года 160 млрд рублей. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка. Главной проблемой банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса (МБ). Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей МБ не являются владельцами ликвидного имущества. Третий немаловажный фактор — недоверие, испытываемое банками к МБ. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет, поясняет начальник кредитного управления банка "Северный морской путь" Анатолий Ковалев, и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне — небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю. С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с МБ. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие, даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене. Как правило, представители малого бизнеса могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей. Такие кредиты все равно намного выгоднее, чем ссуды в потребительских кооперативах (24-36% годовых) или у ростовщиков (как правило, 60% годовых), но доступны далеко не всем. Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие — до $50 тыс. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные — как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности. Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на 5 лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита. Но у МБ зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Объем "черного" рынка кредитов оценивается в $6-8 млрд за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Выход из создавшейся ситуации есть. Однако нормализация на рынке кредитования МБ сопряжена с определенными усилиями, которые должны предпринимать не только банкиры и бизнесмены, но и государство. Главное, о чем мечтают банкиры и чиновники, — выход предприятий малого бизнеса из "тени". Как снизить стоимость кредитов для малого бизнеса? По мнению Игоря Корольченко, начальника отдела маркетинга департамента по работе с малым бизнесом Росбанка, банк должен совершенствовать технологию выдачи ссуды — технологию рассмотрения заявки, технологию обслуживания. Сейчас многие банки предлагают свои кредитные продукты на примерно одинаковых условиях. Поэтому здесь начинает играть роль уровень сервиса. Евгений Ельский, начальник отдела клиентского развития Московского кредитного банка, считает, что снижение ставок возможно при улучшении качества заемщиков. Существующие ставки обусловлены прежде всего высоким риском невозврата кредитных средств. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях. Максим Шиндяпкин, управляющий директор департамента среднего и малого бизнеса Банка Москвы, уверен: чтобы снизить стоимость кредитов для малого бизнеса, следует стандартизировать и автоматизировать процедуру их предоставления. На снижение ставок оказывает влияние усиление конкуренции, вследствие которой на рынке появляется большое количество предложений. Кроме того, в последнее время наметились тенденции активного включения в процесс кредитования государственных органов. Так, Банк Москвы и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого фонд предоставляет поручительства в качестве дополнительного обеспечения, компенсируя размер своего вознаграждения и ставки.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное