Торговцы опасаются всплеска «потребительского экстремизма»

01.04.2016

Члены Ассоциации компаний интернет-торговли выступили против нового законодательства о защите прав потребителей. Законопроект с предложением возмещать потребителю до стократной цены товара, если его права нарушены, внесен в Госдуму в начале марта. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) уверены, что предложения парламентариев «приведут не к повышению уровня защиты прав потребителей, а к расширению возможностей их незаконного обогащения» и всплеску инфляции.

Об этом говорится в негативном отзыве компаний, которые входят в АКИТ, — Ozon, Lamoda, Media Markt, re:Store и других (документ есть у «Известий»), который был направлен главе комитета по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолию Аксакову.

«Закон о защите прав потребителей уже имеет серьезное смещение баланса в пользу покупателей, нежели продавцов, исполнителей и изготовителей», — считают интернет-торговцы.

Законопроект депутатов устанавливает ряд новелл, которые позволяют потребителю при наличии небольших убытков и высокой стоимости товара «требовать несоразмерного понесенным убыткам возмещения», отмечается в отклике АКИТ. Так, покупатель вправе получить двукратную цену товара, если ему не предоставили полную и достоверную информацию о нем. Что не освобождает продавца от уже прописанной в законе ответственности — например, обязанности заменить товар и др. Это предложение подрывает основной принцип гражданского судопроизводства — состязательность сторон, уверены в АКИТ.

«Непредставление информации до заключения договора купли-продажи на практике является сложно доказуемым со стороны продавца», — подчеркивают в ассоциации. А вот недобросовестные потребители легко могут использовать показания лжесвидетелей.

Также депутаты предложили возвращать убытки в пятикратном размере сверх неустойки, которая уже установлена законом или договором. Если желания получать компенсацию у покупателя нет, то он может потребовать возврата пятикратной цены купленного товара, говорится в проекте. Например, если у телевизора за 100 тыс. рублей будут производственные недостатки, то можно не доказывать убытки, а взыскать 500 тыс. рублей с продавца. Сейчас же можно лишь претендовать на возврат своих денег или обмен на другой телевизор.

Покупателям должно понравиться и увеличение штрафов за нарушение их прав другой стороной конфликта с 50% до 100% от суммы, которую суд взыщет в пользу потребителя. «Даже существующий штраф ведет к чрезмерной выгоде потребителя, а не к восстановлению его нарушенного права», — пишет АКИТ в своем отзыве, подчеркивая, что размер штрафа принимает вид карательного наказания, которое способно привести к прекращению деятельности организации. «К сожалению, дополнительные издержки продавца на выполнение новых правил будут включены в стоимость реализуемых товаров, что неизбежно повлечет всплеск инфляции», — предупреждают в ассоциации. Дополнительные расходы лягут и на страховые и строительные компании, банки и все те организации, на отношения с которыми Верховный суд распространил действие закона о защите прав потребителей» (п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17).

По данным АКИТ за 2015 год, российские суды постановили выплатить 35 млрд рублей потребителям по искам о защите прав потребителей, в 2014 году — 26,5 млрд рублей. Из них на онлайн-торговлю пришлось около 1,4 млрд рублей. Доминирующая доля всех споров — 86% в 2015 году и 85% в 2014 году — разрешается в пользу потребителей.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное