Увеличение доли малого бизнеса в госзаказе может выйти боком

10.03.2016

Правительство собирается увеличить долю госзаказов для малого и среднего бизнеса с 10 до 15%. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Минэкономразвития уже готовит необходимые поправки в законодательство. Однако юристы скептически относятся к инициативе кабмина – по их мнению, такая поддержка малого бизнеса угрожает эффективности самих закупок. Для госкомпаний по-прежнему будет велик соблазн создавать небольшие предприятия из своих же структур и искусственно завышать цены.

Согласно действующим правилам, введенным с 1 июля 2015 года, госкомпании должны отдавать 10 % заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн рублей) и 18 % – от общего объема заказов, пишут «Ведомости». Поскольку для компаний с оборотом свыше 10 млрд рублей правило действует с 1 июля минувшего года, а с оборотом свыше 2 млрд – с этого года, по итогам второй половины 2015 года размер квоты составил 5 и 9 % соответственно. Согласно отчетности самих госкомпаний, в 2015 году закупки у МСП составили 1,6 трлн рублей, однако, как отмечает Минэкономразвития, эта информация может быть неточной.

О существенном завышении данных о закупках у малого и среднего бизнеса на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в начале марта заявлял глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, зачастую субподрядчики только формально относятся к МСБ, поскольку представляют собой фирмы, связанные с крупным бизнесом – «помойки» для отмывания денег и «однодневки». У аффилированных структур цены бывают в несколько раз выше рыночных, что позволяет выполнить план по закупкам у малого бизнеса, подчеркивал глава антимонопольного ведомства в беседе с премьером.

Сами представители госкомпаний убеждены, что увеличивать квоты, введенные лишь в июле, преждевременно. Новые правила еще не просуществовали достаточно долго, чтобы бизнес к ним адаптировался и были проанализированы их результаты.

В целом же введение кабмином квот на закупки госкомпаний у малого бизнеса многие эксперты считают скорее «косметическим», а не структурным изменением. Такие меры, по их мнению, не смогут понудить госкомпании кардинально пересмотреть существующую высоко коррумпированную систему проведения закупок, которая на практике зачастую реализуется посредством привлечения заранее известного госкомпании-заказчику «дружественного» участника закупки. Последний по итогам «согласованных» закупочных процедур заранее «обречен» стать победителем и щедро «отблагодарить» за это благодетелей.

В результате компании продолжат создавать малые предприятия из собственных структур и завышать цены. Ведь при отсутствии обязательных конкурентных процедур у заказчика нет препятствий производить закупки у формальных МСП, в том числе по завышенной цене.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное