Операторы связи уводят бизнес из-под надзора регулятора

26.09.2006

Официальная статистика Мининформсвязи по работе отрасли в первой половине 2006 года немало удивила участников рынка и аналитиков. По официальным данным, доходы операторов от международной связи за этот период сократились на 80%, от услуг доступа в Интернет — на 20% по сравнению с первой половиной прошлого года. Эксперты уверены: статистика лукавит, рынок и не думал сокращаться, просто многие компании после изменения правил работы предпочли не афишировать своих доходов. По данным за первое полугодие 2006 года, которые Министерство информационных технологий и связи передает в Росстат ежеквартально, объем российского рынка связи достиг 374,7 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19,3%. Альтернативные операторы, не внесенные в список существенных, заработали 234,4 млрд руб., их доля на рынке по итогам полугодия составила 63%. Впрочем, как утверждают аналитики, впечатляющие цифры далеки от реальности, и за прошедшие полгода рынок должен был вырасти как минимум на треть, а не на 19%. «События последнего года: новые правила присоединения и взаимодействия операторов существенным образом отразились не только на операторах, но и на собираемой Минсвязи статистике, — констатирует аналитик Russian Telecoms Алексей Кондрашов. — Как и следовало ожидать, большинство операторов, в первую очередь, небольших и средних независимых компаний, предпочло не информировать Минсвязи о результатах своей деятельности, либо сделать вид, что с нового года они действительно стали работать по-новому». Аналитика удивил тот факт, что число действующих операторов и провайдеров, отправляющих в отраслевое министерство отчеты сократилось с конца 2005 года с 4,3 тыс. до 3,2 тыс. Участники рынка считают главной причиной уменьшения числа отчитывающихся компаний закрытие мелких операторов. К примеру, после вступления в силу новых правил оказания услуг дальней связи, практически отменивших IP-телефонию, многие операторы, продававшие карточки для междугородных звонков, были вынуждены свернуть бизнес — новые условия снизили прибыльность работы в несколько раз. Однако, по мнению аналитиков, рынок не мог снизить темпы роста только из-за этого. «Все становится на свои места, если принять во внимание, что те немногие операторы Интернета и VoIP, по каналам которых совершается значительная доля международных звонков, просто перестали предоставлять информацию в Минсвязи о своей деятельности», — утверждает аналитик Russian Telecoms. По этой же причине в столице, по данным официальной статистики, сложилась парадоксальная ситуация: при бурно развивающемся рынке доступа в Интернет доходы провайдеров составили лишь 80% от прошлогодних. Это не значит, что операторы VoIP и интернет-провайдеры ушли с рынка, они продолжают работать, как и раньше, но предпочитают не афишировать результаты своей работы, — такой вывод делают аналитики Russian Telecoms. С этима соглашаются и другие отраслевые эксперты. «Основная проблема кроется в том, что нет реального контроля за тем, кто, когда и насколько достоверно отчитывается о предоставленных услугах и доходах, — считает старший аналитик J’son&Partners Борис Овчинников. — Заниженная статистика может стать проблемой для министерства, в заслугу которому записывали высокие темпы роста отрасли». «Мелкие компании для выживания вынуждены ухудшать качество сервиса и еще больше уходить в тень», — считает директор по маркетингу телекоммуникационной компании «Караван» Андрей Цуманов.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное