Поправка одного слова сделает невозможным расчет коэффициентов ОСАГО юрлицами

20.09.2006

Принятый в первом чтении в июне законопроект о внесении изменений в ст. 9 Закона об ОСАГО будет обсуждаться во втором чтении уже в сентябре. Речь идет всего лишь об исключении одного слова из текста действующего закона. Однако с принятием закона у депутатов сразу появится дополнительный фронт работ, потому что исключение того слова, которое вызвало внимание депутатов, — без принципиальной правки закона — в ряде случаев породит неразрешимые вопросы при страховании. Согласно законопроекту слово "указанного" исключается из фразы "коэффициенты ...устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных при осуществлении страхования ...ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды". Новое прочтение будет гласить, что "коэффициенты ...устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных при осуществлении страхования ...ответственности владельцев транспортного средства в предшествующие периоды". Авторы законопроекта полагают, что при смене автомобиля водитель, аккуратно ездивший по дорогам, получит возможность сохранить скидку за безаварийную езду, а виновник аварий, мол, не сможет уйти от обязанности оплатить страховку в повышенной сумме. Разумеется, заступиться за несовершавших аварии автолюбителей было необходимо. То, что при смене автомобиля они теряют накопленные бонусы, с самого начала действия закона являлось очевидным и вызывало нарекания. Только вот непонятно, почему депутаты решили, будто исключение слова "указанного" сделает перенос коэффициента применимым лишь при смене одного автомобиля на другой? Предыдущий коэффициент окажется "собственностью" не автомобиля, а автовладельца, и речь пойдет о любом вновь приобретаемом автомобиле — независимо от продажи старого. То есть в этой части депутаты сделали именно то, что необходимо было сделать с самого начала: применительно к владельцу, страхующему собственную ответственность, появляется основание говорить, что он страхует не автомобиль, а самого себя. Но вот для иных водителей, вписанных в полис владельцем, к сожалению, ничего не меняется: если даже такой водитель 3 года — с момента введения ОСАГО — отъездил без аварий, при покупке им собственного автомобиля за полис надо будет заплатить по "тарифу новичка" — без скидок. Автор законопроекта депутат А. Сигуткин и полагает, что его инициатива "позволит перейти к персональному учету коэффициента по всем лицам, допущенным к управлению транспортным средством". Если этим подразумевается возможность использования накопленных бонусов любым допущенным водителем, то ожидания неосновательны: водителей, не являющихся владельцами, новая редакция закона не затрагивает. Владелец и водитель в терминологии закона об ОСАГО — разные лица. А потому нет оснований говорить, что льгота для автовладельца может быть распространена на водителя. А вот что точно появится при новой редакции Закона об ОСАГО, так невозможность определить, какой коэффициент надо применять, если гражданин, имея две машины с разными коэффициентами, приобретает третью. Тем более запутанной станет ситуация для юридических лиц, владеющих несколькими автомобилями. Как им выбрать правильный коэффициент?! В июне, после принятия законопроекта о слове "указанного" в первом чтении, появились сообщения, будто депутаты надеются, что этот вопрос решит правительство. Но в данном случае любое разумное решение правительства будет произвольным — принятым с превышением предоставленных полномочий: закон об ОСАГО разрешает правительству лишь устанавливать коэффициенты, но не определять "льготы" при применении этих коэффициентов. Следовательно, правительству останется только одно: установить, что при наличии у владельца нескольких транспортных средств применяется максимальный коэффициент! Такой подход не выглядит произвольным, но он и разумным не кажется: получится, что если у организации десять автомобилей с коэффициентом "бонус-малус" 0,9 и один автомобиль с коэффициентом 1,55, то при покупке нового автомобиля к нему будет применяться коэффициент 1,55 вместо нынешней единицы. Что-то не очень сильно верится, что необходимость применять максимальный коэффициент будет стимулировать организации "на замену устаревших транспортных средств на более новые и безопасные". Положительными аспектами в данном случае представляются лишь реальная возможность использовать понижающий коэффициент "безаварийными" владельцами одного транспортного средства и необходимость кардинально править закон об ОСАГО после исключения слова "указанного" из третьего абзаца второго пункта девятой статьи. Правка должна быть ориентирована все на то же приведение ОСАГО к нормальному виду. А все в совокупности, возможно, побудит депутатов устранить те потенциальные проблемы, которые после исключения из текста закона одного-единственного слова, безусловно, появятся у автовладельцев, имеющих несчастье владеть несколькими транспортными средствами.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA