Рост цен на бензин прекратится к концу года - мнения экспертов

18.09.2006

Основной темой прошедшей недели стала попытка правительства РФ и "большой нефтянки" повторить опыт 2005г. и договориться о замораживании цен на бензин. О чем конкретно удалось договориться 12 сентября за закрытыми дверями представителям власти и крупнейших компаний отрасли, неизвестно, однако по итогам встречи было объявлено, что рост цен на топливо в конце года будет остановлен. Как заверяют эксперты рынка, скорее всего, стоимость бензина действительно прекратит "восхождение", но отнюдь не из-за действий власти или нефтяников, а благодаря благоприятной мировой конъюнктуре цен на нефть. Необходимость встречи правительства и нефтяников вызвана существенным ростом цен на бензин, превысившим темпы инфляции. По информации главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа, повышение цен на нефтепродукты в России составило 9,3% (при планируемой инфляции в 9%). Как сообщили РБК в информационном центре "Кортес", согласно их мониторингу, средние оптовые цены на бензин марки Аи-92 с января 2006г. по 8 сентября текущего года увеличились на 36,2%, А-76/80 — на 31,5%, Аи-95 — на 28,2%, дизтоплива — на 20,2%. О том, что МЭРТ, Минпромэнерго и Федеральная антимонопольная служба России возобновят переговоры с нефтяниками по сдерживанию роста цен на нефтепродукты, глава Минэкономразвития заявлял уже в начале 2006г. В августе на необходимость сдерживания цен на бензин и горюче-смазочные материалы указал премьер-министр Михаил Фрадков. Аналитики предполагали, что правительство вновь попросит нефтяников ввести мораторий на рост цен на бензин, как они это сделали с 19 сентября 2005г. до 1 января 2006г. В итоге встреча Михаила Фрадкова и представителей крупных нефтяных компаний состоялась 12 сентября, журналистов на заседание не пустили, итоги совещании озвучивал Герман Греф. Но вопреки ожиданиям, объявление о решении ввести мораторий на повышение цен на бензин не прозвучало. По словам Г.Грефа, представители нефтяной отрасли пообещали не поднимать цены на бензин до конца года, и их рост на рынке не должен превысить предельный уровень инфляции — 9%. Заявления прозвучали как обещания после длительных и трудных переговоров. Хотя, как указывают эксперты Deutsche UFG, учитывая недавнее снижение мировых цен на нефть, российские нефтяные компании вполне могут поступить в русле прозвучавших заявлений. "В скором времени снижение цен на нефть должно будет привести к уменьшению экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Благодаря этому нефтяники смогут сохранить нынешний уровень рентабельности даже в случае снижения внутренних цен на бензин. Следовательно, заявление главы Минэкономразвития о том, что до конца года цены на бензин стабилизируются или даже начнут снижаться, можно считать вполне обоснованным", — отмечают в Deutsche UFG. Эксперт "Кортеса" Людмила Лурье также указывает на тот факт, что встреча власти и нефтяников совпала с падением мировых цен на нефть. 12 сентября цены на нефтяные фьючерсы понизились в седьмой раз с начала текущего месяца. По итогам торгов официальная цена нефти WTI (Light Sweet) впервые за пять с половиной месяцев установилась ниже 64 долл./барр., а официальная цена нефти Brent — ниже 63 долл./барр. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для российской нефтянки и экспортная пошлина привязаны к мировым ценам на сырье — чем выше цена нефти, тем выше ставка. Поэтому в самом ближайшем будущем на падение нефтяных цен на внешнем рынке внутренний оптовый и розничный рынки нефтепродуктов могут отреагировать стабилизацией цен или их снижением. "Начиная с 15-х чисел сентября будут проводиться торги на внутреннем рынке нефти с поставкой на октябрь. Если средняя цена нефти на внутреннем рынке окажется ниже, чем в сентябре, то и оптовые цены на нефтепродукты могут пойти вниз. Такой сценарий вполне возможен, так как мировые цены значительно снизились", — сказала Л.Лурье. "Если бы мировые цены на нефть продолжали расти, тогда мы бы увидели, как нефтяные компании могут держать слово и замораживать цены. А сейчас рыночная ситуация складывается удачно для нефтяников, в том смысле, что тенденция снижения мировых нефтяных цен совпала с желанием правительства снизить стоимость топлива", — отмечает Л.Лурье. Аналитики ИК "Велес Капитал" также полагают, что стабилизировать внутренние цены на бензин в связи со снижением мировых нефтяных котировок несложно. По их мнению, вероятно, сами нефтяные компании ожидают продолжения существующей динамики на мировых товарных рынках, поэтому могут делать соответствующие заявления. Главной причиной роста цен на бензин в III квартале 2006г. сами нефтяники назвали сезонный фактор. Как подчеркнули в НК "Роснефть", подъем цен на топливо характерен для данного периода времени, на который приходится пик сезона отпусков и сельхозработы. "Сейчас все эти факторы роста цен на нефтепродукты исчерпаны, намечается сезонный откат", — сказали в "Роснефти". С таким мнением соглашаются в Минпромэнерго РФ, отмечая, что "рыночная экономика не может отменяться осенью или весной, после сезонного повышения цен происходит их стабилизация". А вот заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов в качестве основной причины роста цен на бензин в России назвал отсутствие конкуренции в сфере переработки и сбыта нефтепродуктов. По его словам, Минэкономразвития намерено ужесточить антимонопольный контроль на рынках нефтепродуктов. Как полагают эксперты "Велес Капитала", ответом на совещание можно считать заявление главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова о том, что правительству РФ вместе с нефтяными компаниями необходимо подготовить новый пакет предложений по стимулированию инвестиций в нефтепереработку. Г.Греф объявил, что в ходе совещания были проанализированы все возможности для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. Министр напомнил, что из восьми мер по стимулированию шесть полностью выполнены, а две находятся в процессе. Речь идет о создании биржи нефтепродуктов и введении требований по дифференциации акцизов на нефтепродукты высокого качества для стимулирования инвестиций нефтяных компаний в глубокую переработку. По сути, данная встреча была очередным раундом "торгов" между правительством и нефтяниками. Однако в отличие от прошлого года, власти мало что могли предложить представителям отрасли, ведь намеченный план уже выполнен. А оставшиеся предлагаемые меры не представляют особого интереса для крупных нефтяных компаний, разве что для ЛУКОЙЛа. "Проблема стимулирования производства качественного топлива назрела давно в нефтяном секторе, поскольку российские НПЗ в большинстве используют старые технологии, и линейка выпускаемых продуктов не вполне соответствует растущему спросу на качественное топливо. От подобного решения в первую очередь может выиграть ЛУКОЙЛ, активно модернизирующий свои НПЗ", — полагают аналитики ИК "Проспект". Сам глава компании В.Алекперов после встречи дал ясно понять, чего "большая нефтянка" ждет от власти, напомнив про пресловутую привязку НДПИ к мировой цене на нефть. Он подчеркнул, что внутренние цены на нефтепродукты не должны быть напрямую увязаны с мировыми. Только тогда можно будет прогнозировать ситуацию на рынке нефтепродуктов на длительную перспективу, и в результате "цены будут стабилизированы и к концу года даже снизятся". Однако в комментарии Минпромэнерго РФ к прошедшей встрече представители ведомства не оставляют шанса на решение данного вопроса, который нефтяные компании поднимают не в первый раз. Так, министерство отмечает, что существующие принципы налогообложения нефтяной отрасли, основным из которых является привязка НДПИ к мировой цене на нефть, ориентированы на максимизацию поступления средств в бюджет. В результате доля нефтяной отрасли в налоговых поступлениях в бюджетную систему с учетом таможенных платежей в I полугодии 2006г. составила 39,6%. А в качестве меры по снижению налогового давления на отрасль, напоминают там, принят закон, устанавливающий ставки акцизов на нефтепродукты в 2007г. на уровне 2005г. Аналитики ИК "Проспект" отмечают, что отсутствие заключительного моратория является положительным фактом. "Очередное введение моратория не позволило бы говорить о свободном ценообразовании на розничном топливном рынке и поставило бы работающие на нем компании в условия, близкие к работе в регулируемом секторе экономики, — подчеркивают там. — Да и смысл его принятия в текущей ситуации был бы сомнителен — на фоне падающих цен на нефть и сезонного снижения спроса на бензин маловероятно, что цена на бензин на розничном рынке пошла бы вверх". "Пока вопрос с отвязкой внутренних цен на нефть от мировых решен не будет, все моратории будут оставаться лишь временной мерой, которая, к сожалению, как показывает практика, может в итоге привести к скачку цен", — добавляет Л.Лурье. По оценкам Л.Лурье, пока все факторы, независимо от договоренностей правительства и нефтяных компаний, благоволят стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Во-первых, указывает аналитик, декабрь-январь — относительно спокойные месяцы, с сентября спрос на нефтепродукты начнет падать. Кроме того, из-за довольно высоких пошлин на экспорт нефтепродуктов производителям выгодно будет поставлять их на внутренний рынок. Помимо этого, в сентябре цена на свободном рынке практически сохранилась на уровне августа. И основной положительный фактор — снижение мировых цен на нефть.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA