ЕГАИС ставит барьер между магазином и легальным производителем алкоголя

17.07.2006

Единая государственная информационная система (ЕГАИС), введенная с 1 июля с вступлением в силу ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в данный момент не работает. Об этом в четверг заявили участники алкогольного рынка, принявшие участие в круглом столе «Вопросы формирования алкогольной политики страны». Более того, информационная система, контролирующая производство и продажу алкогольной продукции, по мнению профессионалов, не сможет заработать в ближайшее время. ЕГАИС была призвана проиндексировать каждую единицу алкогольной продукции и занести ее в единый реестр, чтобы каждая бутылка вина, водки и т.д. несла на себе идентифицирующую информацию. Как считает Алан Соколов, директор по развитию компании «Исток», новое законодательство было принято всеми легальными производителями, поскольку способно ограничить рынок "серого" алкоголя, который составляет, по разным оценкам, от 30 до 50%. «С точки зрения бизнеса, это интересный потенциал для развития», — подчеркнул А.Соколов, но тут же добавил, что техническое исполнение закона пока оставляет желать лучшего. Виктор Алексеев, гендиректор торгового дома «Кристалл Лефортово» добавил, что проблемы связаны с элементарными ошибками, допущенными при создании информационной системы и при программировании, а также с неподготовленностью линий связи, серверов и т.д. «В Москве сервер виснет с большой периодичностью, и в ближайшее время эта проблема не будет решена», — рассказал В.Алексеев. Что характерно, проблемы с информационной системой обнаружились только 1 июля, то есть в день, когда новый ФЗ вступил в силу, а ЕГАИС стала определять работу алкогольного рынка. Стоит отметить, что производители и дистрибьюторы алкогольной продукции ранее не раз обращались в правительство с предупреждениями о том, что ведение нового закона вызовет ряд проблем. Как рассказал Сергей Сорокин, генеральный директор компании «Русский алкоголь», с января в Минфин и ФНС шли письма о том, что у участников алкогольного рынка нет порядка перемаркировки продукции новыми акцизными марками, что единая информационная система не проходила проверку и т.д. «И когда 1 июля на складах операционисты включили компьютеры, оказалось, что программа не работает, как и любая программа, включенная первый раз», — сообщил С.Сорокин. При этом, по его словам, ни Минфин, ни ФНС за прошедшие две недели не приняли ни одного документа, чтобы как-то урегулировать ситуацию. В результате ежедневно производители и дистрибьюторы алкоголя несут убытки, а новый закон, по выражению Андрея Кишишева, гендиректора компании «Союз-Виктан», поставил барьер между магазинами и абсолютно легальным производителем алкоголя. В числе выходов из этой ситуации, помимо отсрочки срока введения ЕГАИС, С.Сорокин назвал необходимость доработки единой информационной системы. «Это можно решить в течение третьего квартала, чтобы с 1 октября ЕГАИС уже заработала», — высказал свое мнение гендиректор компании «Русский алкоголь». Он также пояснил, что устранением недостатков программы должен заняться господрядчик — компания «Атлас», отвечающая за разработку и введение системы. Только в четвертом квартале производителей нужно обязать ввести всю информацию о продукции в ЕГАИС, подытожил С.Сорокин. Участники круглого стола высказали мнение, что в основе всех проблем индустрии лежит отсутствие целостной государственной алкогольной политики. Даже федерального органа, курирующего эту отрасль экономики, нет. Поэтому представителей власти призвали при реализации законов больше советоваться с бизнесом, поскольку у самих игроков алкогольного рынка представления о госполитике в этой сфере имеются. Эти представления озвучил А.Соколов, директор по развитию компании «Исток», который призвал запретить продажу алкоголя лицам до 21 года, ограничить время торговли, количество розничных торговых точек при увеличении их площади. «Их будет проще контролировать, да и производителям работать будет проще», — подчеркнул он. Участники дискуссии выступили также против ежегодной индексации акцизов на алкоголь. Так, Сергей Сорокин, генеральный директор компании «Русский алкоголь», назвал «здравым» предложение понизить налоговые ставки, которые сегодня составляют 2/3 стоимости бутылки водки. «Из-за этого легальная цена на водку не может быть ниже 65-70 рублей. При этом треть населения не способна платить такие деньги и формирует спрос на водку на уровне 45-50 рублей за бутылку», — добавил С.Сорокин. Если спрос есть, то он будет удовлетворен, но, к сожалению, контрафактной продукцией, продолжил бизнесмен. А по мнению Дмитрия Раутбарта, вице-президента торгово-промышленной группы «Кристалл», именно понижение акцизов, а не введение ЕГАИС, позволит вывести алкогольный рынок "из тени".

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное