Факторинг без лицензий станет еще популярнее

11.07.2006

По оценкам экспертов, за последний год российский рынок факторинга вырос на 200%. Российские предприятия на начало 2005 года были должны друг другу 187,4 миллиарда долларов (из которых 16,2% было просроченной задолженностью). При этом исследование агентства «Эксперт РА» показало, что в 2004 году объем выкупленной финансовыми агентами дебиторской задолженности оценивался на уровне 3 млрд долл. США. Прогноз на 2006 год — существенный рост объема факторингового обслуживания. Некоторые эксперты называют даже сумму в 15 млрд долл. США. Компании все чаще будут перекладывать функцию взимания долговых обязательств на финансовый сектор. Алексей Бородулин, начальник отдела факторингового обслуживания клиентов «ТрансКредитБанка», отметил, что в ближайшее время следует ожидать прихода на рынок факторинга финансовых агентов с иностранным участием. Кардинально изменится состав участников факторингового рынка, что приведет к переоценке финансовыми агентами подходов проведения факторингового обслуживания. В частности, с рынка уйдут финансовые агенты, которые проводят демпинговую политику, так как они работают ниже уровня рентабельности. Высокая конкуренция, создание кредитных бюро и факторинговых ассоциаций приведет к улучшению качества факторингового обслуживания и развитию такого продукта, как безрегрессный факторинг. Ирина Демчук, управляющая новосибирским филиалом НОМОС-БАНКа, рассказала: «По оценкам экспертов, рынок факторинга в целом в 2005 году по сравнению с предыдущим годом удвоился, хотя объективно анализировать развитие в этой сфере достаточно сложно. У нас в банке, в новосибирском филиале объем финансирования и уступки прав требования в течение 2005 года возрос восьмикратно!» На фоне столь стремительного роста этого сектора банковской деятельности федеральные власти решили со своей стороны также поспособствовать его развитию: недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, который существенно расширяет круг лиц, имеющих право оказывать услуги финансового агента, то есть вести деятельность по осуществлению факторинговых операций. Если эти поправки будут окончательно приняты, любые коммерческие организации смогут заниматься факторингом без получения какого-либо специального разрешения. Правительство рассчитывает на то, что принятие нововведения будет способствовать значительному увеличению объема факторингового рынка в России — до 3% к 2008 году. Между тем в прошлом году доля факторинга в валовом внутреннем продукте составляла 0,5%. «Конечно, резкого скачка объема факторинговых услуг в этом году после отмены лицензирования факторинговой деятельности ожидать не стоит. Возможно, снятие одного из формальных ограничений и привлечет новых игроков на перспективный, формирующийся и неохваченный рынок, но случайных людей здесь быть не может — серьезная работа фактора требует очень значительных как финансовых, так и организационных усилий, а также дорогостоящих технологий — не случайно в России традиционно банки как мощные финансовые институты занимаются факторингом), в то время как маржа операторов этого рынка постоянно сокращается», — говорит И.Демчук. Кроме того, работающие в этом секторе банки говорят и о том, что тенденция выделения факторинговых компаний в отдельный бизнес пока не приобрела массовый характер. Это связывается с нечетким пока еще законодательным регулированием факторинга в России. Мешает факторинговым компаниям и банкам и существующий стереотип о том, что факторинг — это работа с проблемными долгами. В этих условиях развитие факторингового бизнеса существенно сдерживается незнанием и непониманием многими потенциальными клиентами этого продукта. На это банкиры отвечают, что за откровенно «проблемные» долги они не берутся вовсе, какова бы ни была комиссия. Кроме того, сложно удовлетворить запросы того клиента, который в отношениях со своим контрагентом не позаботился о правильном оформлении всей документации: факторинг очень требователен к четкости документооборота и обязательности исполнения условий договоров поставки, особенно в части сроков расчетов. Назвать же законодательную базу в этом направлении упорядоченной пока нельзя. В настоящее время действующие нормы Гражданского кодекса (глава 43) не отражают в полной мере порядок осуществления факторинговой деятельности. В законодательстве не раскрыты такие ключевые понятия, как факторинг, финансирование, будущие требования и др. Также отмечается ряд противоречий и несоответствий, которые сдерживают активное развитие факторинговых услуг. В качестве примера достаточно сказать о запутанности ситуации, связанной с необходимостью лицензирования деятельности некредитных организаций, выступающих в качестве финансовых агентов. Кроме того, неприсоединение России к Конвенции УНИДРУА о международном факторинге от 28.05.88 года и действующее российское валютное законодательство не позволяют реализовать «классический» международный факторинг. «В соответствии с действующими нормами вознаграждение за финансирование под уступку денежного требования облагается НДС, что в принципе не соответствует сути данного налога. Мы считаем, что объектом налогообложения может рассматриваться только та часть факторинговых услуг, которая не связана с финансированием (например, ведение бухгалтерского учета, сбор дебиторской задолженности и т. п.). Факторинг является для малого и среднего бизнеса приоритетным инструментом финансирования, конкурирующим с кредитами. Однако НДС существенно удорожает стоимость факторинга, что также отражается на развитии услуги. Для развития факторинга также необходимо обеспечить накопление информации о кредитной истории покупателей, приобретающих товары на условиях товарного кредита», — считает А.Бородулин. Между тем рынок все равно растет галопирующими темпами и расти будет: факторинговые услуги банка могут быть востребованы любыми компаниями, но чаще — теми, у кого имеется большое число дебиторов. Таковых, как оказалось, немало.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA