Собинбанк кредитует только «белых и пушистых» представителей МБ

29.06.2006

Проблема дополнительного привлечения клиентов актуальна для всех российских банков. Но решают они ее в индивидуальном порядке в зависимости от внутренних возможностей. С этой целью руководство Собинбанка, используя площадку РИА «РосБизнесКонсалтинг», провело Интернет-пресс-конференцию заместителя председателя правления банка Алексея Гонуса на тему «Предприниматель малого бизнеса – наш стратегический партнер». Интерактивное общение с предпринимателями главы Собинбанка через вопросы и ответы превратилось в сложную игру по принципу: конкретный вопрос – расплывчатый ответ. Радует интерес предпринимателей к проблеме — за время проведения интернет-конференции в ней приняли участие порядка 19 тыс. человек. Но огорчает, что большинство из них не получили необходимую информацию. За исключением подробностей о последних достижениях банка и грандиозных планах попасть в десятку ведущих банков. Свое выступление А. Гонус начал с громкого заявления о том, что с начала 2006 года ОАО «Собинбанк» выделил кредитование сектора малого и среднего бизнеса как одно из стратегических направлений деятельности. По его словам, кредиты для малого бизнеса стали доступным продуктом в банке. «Начиная с 2005г. в нашем банке любой клиент, более-менее хорошо функционирующий, имея какой-либо вид обеспечения, с балансом каким-то, не обязательно крупным, может прийти в банк и получить кредит, т.е. практически любой средний или малый клиент», — заверил он потенциальных клиентов. За подобным ответом последовал вопрос, уточняющий у руководителя Собинбанка, какие именно критерии позволяют менеджерам банка выделить в общей массе клиентов представителей именно малого бизнеса. В понимании А. Гонуса, собственных критериев оценки у банка нет. "Но в принципе такие критерии оценки очень простые — это фирмы с годовой выручкой не более 540 млн руб. и численностью до 200 человек. Ну, и суммы, которые клиент хочет получить в банке, — от 1 млн руб. до 30 млн руб., в зависимости от того, подо что, под залог чего", — заверил он. Обозначенная проблема залога также не осталась без внимания предпринимателей, пожелавших узнать о том, какая существует градация кредитных продуктов для малого бизнеса. А. Гонус пояснил, что в банке выделена специальная программа кредитования малого бизнеса, в рамках которой предоставляются следующие продукты: кредит с возможностью частичного погашения и получения средств в рамках установленных ограничений; овердрафт по расчетному счету; банковская гарантия на выполнение обязательств; тендерная гарантия и т.д. Все это, по словам руководителя Собинбанка, градация по видам рисковых операций. Кроме того, существует градация по видам обеспечения — кредит под залог недвижимости, под залог автотранспортной техники, под залог оборудования и под залог товаров в обороте. "Это другая градация — по видам обеспечения. И чем надежнее обеспечение, тем меньше требований к отчетности предприятий и лучше условия кредитования, сроки и ставки», — пояснил он. Судя по всему, такой градационный подход оправдан: банк обслуживает порядка 15 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Основными заемщиками в этом сегменте являются индивидуальные предприниматели и предприятия розничной и оптовой торговли — это 40% клиентов, сферы услуг — 20%, строительства — 15%, сферы транспорта — еще 15% и сельского хозяйства — 10%. По состоянию на текущий момент банком выдано кредитов малому и среднему бизнесу на сумму около $ 100 млн, что составляет порядка 20% от общего кредитного корпоративного портфеля. «Вот такие цифры примерные», — заключил А. Гонус. Он особо подчеркнул, что специально для малого бизнеса в банке введен стандарт, определяющий упрощенный перечень документов, необходимых для рассмотрения кредитной заявки. Срок рассмотрения заявки для малого бизнеса короткий — до 7 дней. Процентная ставка определяется по стандартной шкале, в зависимости от кредитоспособности заемщика, срока кредита и предполагаемого обеспечения, а также наличия системы бонусов. Минимальная ставка для малого и среднего бизнеса — 15% годовых, а максимальная — 18%. «Это отдельный продукт для малого бизнеса, упакованный как стандартный продукт», — пояснил банкир. На вопрос предпринимателя С.Черноморова, собирается ли банк расширять линейку продуктов для малого и среднего бизнеса, А.Гонус ответил следующее. «Сейчас перед нами стоят задачи активного продвижения этих продуктов через клиентоориентированные системы коммуникаций. Но мы намерены расширять линейку и адаптировать ее к рынку. Будет красивейшая линейка продуктов, которой будут все только рады», — пообещал он. По словам А.Гонуса, процедура получения кредита в банке для МБ проста: клиент обращается к менеджеру, получает стандартный перечень документов и в течение семи дней получает ответ от банка. В случае положительного решения оформляется кредит. «Счастливый клиент получает деньги и открывает бизнес», — подвел итог банкир. Но, по его же словам, сегодня банк одобряет порядка 75% поступивших кредитных заявок. И отрицательное решение получают компании или индивидуальный предприниматель, чей бизнес имеет очень низкий уровень прозрачности. Если компания имеет реально большие денежные обороты, но фактически не может этого подтвердить, то такой "черный" или "серый" бизнес получает отказ. «Мы воплощаем государственную программу в жизнь – бизнес должен быть белый, красивый и пушистый», — заверил А. Гонус. В категорию «некрасивых и непушистых», помимо теневого бизнеса, попал также бизнес на этапе start up. По мнению банкира, главный тормоз в кредитовании — очень большой уровень риска для банка. И этот риск должно брать на себя государство. Аналогочным образом А. Гонус предлагает решить проблему инновационного малого бизнеса. «Есть Стабилизационный фонд, все спорят, что с ним делать. Пусть создадут венчурные фонды, которые будут рисковать этими деньгами. У нас же есть вкладчики, и рисковать деньгами вкладчиков мы не можем. У нас сбалансированное отношение к рискам», — заверил руководитель Собинбанка. Похоже, главное в работе банка — заслужить доверие нового клиента. По словам банкира, сделать это можно только обеспечив качественное обслуживание. «Будем качественно обслуживать клиента в течение долгого времени, вот он весь будет наш, а мы – его», — оптимистично заключил А. Гонус.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное