Проблемы российского франчайзинга

21.06.2006

Развитие франчайзинга в России связано с рядом проблем, которые касаются обеих сторон — как франчайзора, так и франчайзи. Так, франчайзор может не предоставить задекларированных услуг или же продать франшизу на несуществующий объект интеллектуальной собственности. С другой стороны, франчайзи, едва обретя уверенность в своих действиях, стремится работать самостоятельно и выйти из системы, своими действиями порой нанося вред марке франчайзора. Вопрос соблюдения этики в отношениях сторон во вторник, 20 июня, обсудили участники круглого стола «Недобросовестная конкуренция и этика во франчайзинговых сетях», который состоялся в Торгово-промышленной палате РФ. Об общих проблемах в процессе формирования франчайзинговых отношений рассказала заместитель директора Школы профессионального франчайзинга Любовь Осташова. Одна из них состоит в определении той меры самостоятельности, которая предоставляется франчайзи со стороны франчайзора. Она отметила, что франчайзи, после того как получают всю необходимую информацию для ведения бизнеса, технологии и обучают персонал, испытывают искушение выйти из системы и начать самостоятельную деятельность. Причем если такое решение принимается, то франчайзи зачастую делают это втайне от франчайзоров, грубо нарушая стандарты и правила ведения бизнеса. В связи с этим франчайзор должен определить, насколько жестким в каждом конкретном случае должен быть контроль с его стороны за деятельностью франчайзи. Ему также следует серьезно подходить к выбору франчайзи, помня, что тот развивает не только свою отдельную компанию, но и всю систему. Второй проблемой, по словам Л.Осташовой, является соблюдение компанией-франчайзи стандартов системы франчайзора. Последнему предстоит определить, насколько строгим должно быть единообразие в деятельности всех компаний системы, возможно, в некоторых случаях требования следует смягчить, чтобы не утратить лояльности клиентуры. Ведь со стороны клиентов отношение меняется не только к конкретному предприятию, но и ко всей марке, подчеркнула она. Важной также является проблема соблюдения договорных отношений. Л.Осташова рассказала, что возможна ситуация, в которой франчайзи спустя какое-то время после начала своей деятельности обращается к франчайзору с требованием пояснить тот или иной пункт договора, как правило, это касается вопроса оплаты каких-либо услуг. Сложность в данном случае связана с необходимостью определить, что явилось причиной конфликта: упущение со стороны франчайзора, не объяснившего вовремя все нюансы контракта, или же неэтичное поведение франчайзи. Одной из наиболее часто отмечаемых проблем является невыплата со стороны франчайзи роялти. Как правило, роялти франчайзи выплачивает до тех пор, пока ощущает явную зависимость от компании-франчайзора. С этим непосредственно связано желание франчайзи выйти из системы, досрочно расторгнув договор. При этом такие компании не хотят платит роялти, но намерены и дальше использовать технологии франчайзора, отметила Л.Осташова. Она уверена, что франчайзор должен защитить себя, создавая такое ноу-хау, отсутствие которого не позволяло бы вышедшей из системы компании использовать то, что ей было передано по договору франчайзинга. Например, франчайзор может перекрыть поставки некой эксклюзивной продукции или же провести ряд мер, направленных на то, чтобы данное предприятие перестало ассоциироваться с маркой компании-франчайзора, заставив изменить интерьер помещения, сменить фирменные цвета и проч. Однако Л.Осташова подчеркнула, что большинство франчайзи поддерживают нормальные деловые отношения с франчайзорами. О классической схеме франчайзинга и о практике финансовых взаимоотношений между франчайзором и франчайзи рассказал Юрий Рябичев, генеральный директор ЗАО «Примекс» — компании, основная деятельность которой связана с оказанием клининговых услуг. Под маркой данной компании работает около 30 франчайзи в различных регионах РФ. Он сообщил, что по классической схеме франчайзор передает франчайзи свои технологии, организационные стандарты ведения деятельности и право использования бренда. К основным проблемам взаимоотношений между сторонами франчайзинговых договоров Ю.Рябичев отнес то, что франчайзи, развившись до определенного уровня, перестает нуждаться в поддержке франчайзора. В связи с этим компания полагает, что платить роялти, раз она может работать самостоятельно, также нет необходимости. Причем, как подчеркнул Ю.Рябичев, проблема не столько в недополучении роялти, сколько в утрате контроля над деятельностью франчайзи: «Не в том проблема, что они деньги не платят, а в том, что мы марку не контролируем». Он считает, что компания-франчайзор должна осуществлять жесткую политику по отношению к франчайзи, одновременно формируя у последней необходимость в постоянной поддержке со стороны первой. Эта поддержка может выражаться в новых технологиях, которые компания-франчайзор, развиваясь быстрее франчайзи, может ей передать, в тех программах обучения, которая она готова предоставить специалистам, в различных мерах стимулирования лояльности. Ю.Рябичев также отметил сложность развития франчайзинговых отношений с компаниями стран СНГ. Позицию франчайзи представила председатель подкомитета по франчайзингу комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Инга Рыкова. Она рассказала о ряде неэтичных действий со стороны франчайзоров. Так, они могут передавать права на объект интеллектуальной собственности, которого не существует, или объект, у которого нет юридического определения (например, коммерческий опыт). Зачастую отмечается несоответствие типа договора его названию, в результате данный договор не может быть зарегистрирован и является недействительным. Также может наблюдаться совмещение нескольких договоров и несоответствие обязанностей, прописанных в них. Наконец, компания-франчайзор просто может не оказать предусмотренной договором поддержки или предоставить ложные сведения о доходности данного вида бизнеса, не раскрыть информацию, которая необходима для принятия решения о покупке франшизы. Кроме того, у франчайзора может отсутствовать механизм расторжения и продления договоров франчайзинга. В ходе заседания его участниками было предложено собирать информацию о неэтичном поведении франчайзи, формируя базу данных ненадежных партнеров. Также поступило предложение регистрировать авторское методики франчайзора, что поможет решить ряд проблем с защитой его прав. Кроме того, отмечалось, что франчайзор, чтобы предотвратить выход франчайзи из системы, должен обеспечить минимальный разрыв между ожидаемым эффектом от работы предприятия по франшизе и тем, что произойдет в действительности. Так, ему следует заранее собирать информацию о потенциальном франчайзи, оценив его ресурсы и цели, рассказать ему о предполагаемой экономике проекта и грамотно подвести юридическую базу.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное