В ГД внесен законопроект по корректировке законодательства о страховании вкладов

15.06.2006  распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года

Депутаты Анатолий Аксаков, Павел Медведев, Владислав Резник внесли 9 июня в Госдуму проект закона "О внесении изменений в федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" и иные законодательные акты РФ". Законопроект направлен на корректировку отдельных положений "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и ряда других законодательных актов РФ с целью повышения эффективности системы страхования вкладов в сфере поддержания системной устойчивости банковского сектора и повышения доверия населения к банкам. Необходимость внесения изменений авторы законопроекта связывают также с тем, что после вступления в силу закона о страховании вкладов изменилось правовое регулирование процедур ликвидации кредитных организаций, появился институт выплат Банка России вкладчикам банков-банкротов, изменились отдельные положения Гражданского кодекса РФ. Законопроект направлен на: совершенствование критериев и механизмов контроля за соответствием банков-участников системы страхования требованиям к участию в системе на постоянной основе; уточнение механизмов, обеспечивающих осуществление страховых выплат, в том числе отдельным категориям вкладчиков; приведение функций и полномочий Агентства по страхованию вкладов (АСВ), предусмотренных законом о страховании вкладов, в соответствие с законами "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и "О банках и банковской деятельности" (в части функций конкурсного управляющего (ликвидатора) банков). Законопроектом вносятся изменения в закон о страховании вкладов в части уточнения критериев осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов. В этой связи предполагается: распространение требований к участию в системе страхования вкладов на банки, не имевшие ранее лицензии на вклады, поскольку из действующей редакции формально следует, что данные требования не распространятся на банки, впервые получающие лицензии на вклады; конкретизация обязанностей банков по соответствию на постоянной основе требованиям к участию в системе страхования вкладов. Действующая редакция закона о страховании вкладов налагает на участников системы страхования вкладов жесткие формальные требования, которые участники должны соблюдать на постоянной основе. Несоблюдение установленных требований в течение трех месяцев подряд является безусловным основанием для введения Банком России запрета на прием вкладов. При этом для отдельных показателей, не связанных исключительно с внутренней организацией работы в банке, срок в 3 месяца для приведения показателей в соответствие с требованиями представляется авторам законопроекта недостаточным для реализации банками корректирующих мероприятий. Авторы законопроекта считают, что "применение данных мер к объективно жизнеспособному банку может сыграть негативную роль как в отношении вкладчиков банка, так и функционирования системы страхования вкладов, стабильности банковской системы". Поправками предлагается четко сформулировать требования, которым должны соответствовать банки-участники, предусмотрев автоматизм применения Банком России жесткой меры в виде запрета только по предусмотренным в законе основаниям. Банк России наделяется правом принять решение о введении запрета в случае, если банк не исполняет предусмотренные законом обязанности в определенный срок. По ряду показателей срок допускаемого несоответствия для применения меры воздействия в виде запрета на привлечение средств населения во вклады увеличивается с 3 до 6 месяцев. Одновременно, при несоответствии банка данным требованиям в течение двух месяцев подряд, Банк России вправе принять решение о введении запрета. Законопроектом прописываются обстоятельства, при наличии которых в течение установленного срока, финансовая устойчивость банка признается недостаточной. Речь идет о конкретизации нормы, дающей определение содержания несоответствия банка в течение определенного периода, а не только на определенную дату. Действующая редакция формально обязывает Банк России ввести запрет банку, в отношении которого в течении 3 месяцев действуют любые меры воздействия (например, штраф). Проектом вводится норма, в соответствии с которой основанием для признания банка не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов является действие в отношении банка в течение 3 месяцев подряд не любой меры воздействия, а только запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией. Проектом предлагается четкое определение момента, с которого исчисляется двухлетний срок для приобретения права вновь подать ходатайство о вступлении банка в систему страхования вкладов. В целях обеспечения прав вкладчиков регламентируется порядок осуществления банками возврата со дня введения запрета дополнительных денежных средств, которые поступили во вклад (на счет) со дня введения Банком России данного запрета, лицам, которые дали поручение о зачислении денежных средств во вклад (на счет). Предлагается предусмотреть возможность по заявлению физического лица перечислить в порядке, установленном Банком России, такие средства на счет данного физического лица, открытый в другом банке, состоящем на учете в системе страхования вкладов. В настоящее время такая возможность отсутствует, что вызывает нарекания вкладчиков банков, не вошедших в систему страхования вкладов. Проектом также уточняется момент и порядок прекращения права банка на прием новых вкладов (для целей определения двухлетнего срока, по истечении которого банк имеет право обратиться в Банк России для восстановления права привлекать вклады). Законопроектом уточняется состав вкладов, подлежащих обязательному страхованию. Так, в связи c изменениями, внесенными в Гражданский кодекс в 2006 г., не подлежат обязательному страхованию денежные средства, размещенные на счетах адвокатов, нотариусов и иных лиц, если эти счета открыты ими в связи с осуществлением ими предусмотренной законом профессиональной или иной деятельности, наряду со счетами индивидуальных предпринимателей, открытых в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Аналогичные изменения предлагается внести в статью 4 закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Одновременно предлагается также внести соответствующие изменения в статью 50.36 закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", исключив требования адвокатов, нотариусов и иных лиц, возникших по данным основаниям, из первой очереди реестра требований кредиторов. В соответствии с законопроектом в статье 9 закона о страховании вкладов и, соответственно, в статье 4 закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", предлагается уточнить круг лиц, имеющих право на получение возмещения по вкладам, предоставив право на получение страхового возмещения лицам, которые приобрели право требования по вкладу в порядке наследования. На усиление контроля за соблюдением требований закона о страховании вкладов направлены изменения порядка ведения учета обязательств, формирования и представления банком реестра обязательств. Так, в соответствии с законопроектом на банк возлагается обязанность вести учет обязательств вкладчиков перед банком наряду с учетом обязательств банка перед вкладчиком, обеспечивающий готовность банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России, реестр обязательств банка перед вкладчиками в порядке и по форме, которые устанавливаются Банком России по предложению АСВ. Это позволит при наступлении страхового случая сформировать реестр обязательств надлежащим образом и в максимально короткий срок. Законопроектом определяется, что к встречным требованиям банка к вкладчику при расчете размера страхового возмещения относятся денежные обязательства вкладчика перед банком по гражданско-правовым сделкам и /или/ иным, предусмотренным федеральным законодательством основаниям, при которых вкладчик является должником банка. Отдельные положения законопроекта направлены на изменения функций АСВ. В 2004 г на АСВ дополнительно возложено выполнение функций конкурсного управляющего и ликвидатора кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить нормы закона о страховании вкладов, регулирующие функции и направления деятельности АСВ, полномочия его органов управления, а также направления расходования его имущества указанием на выполнение агентством иных, помимо обязательного страхования вкладов, функций в соответствии с федеральными законами. Законопроектом предусматривается наделение АСВ правом осуществлять по поручению Банка России операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций — контрагентов Банка России по кредитам. Целью данных изменений является обеспечение возможности привлечения АСВ к реализации предметов залога (векселей, прав требования по кредитным договорам), являющихся обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций — контрагентов Банка России по предоставленным кредитам, обеспеченным залогом.


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.