Порты выведут из тени

08.06.2006

Принятие проекта федерального закона "О морских портах Российской Федерации" необходимо ускорить. Такое решение было принято во вторник на выездном заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, которое прошло в Петербурге. Основная цель, поставленная федеральными чиновниками, — увеличить доходную часть бюджета за счет деятельности российских терминалов. Ведь через них ежегодно проходит более четырехсот миллионов тонн грузов, в аренду сдаются тысячи объектов федеральной собственности, но, как оказалось, это далеко не полностью отражается в налоговых декларациях. То есть налоговики и таможенники пополняют бюджеты всех уровней за счет участников внешнеэкономической деятельности. Порты же, которые на перевалке грузов зарабатывают немалые деньги, каким-то образом избежали пристального внимания Федеральной налоговой службы, пока на это не обратил внимание Президент РФ в своем поручении от 4 ноября 2005 года. После анализа ситуации проявилась достаточно неприглядная картина. Оказалось, что налоги брать не с кого. Порт не является полноценным юридическим объектом — у него нет ни границ, ни названия, ни четко определенной формы собственности, а действующая нормативно-правовая база по существу состоит из одной статьи Кодекса торгового мореплавания РФ. Порты по факту являются весьма неопределенными субъектами экономики. Об этом на заседании коллегии доложил министр транспорта Игорь Левитин. И рассказал председателю Морской коллегии, вице-премьеру и министру обороны Сергею Иванову о мерах по легализации этого вида деятельности. По его словам, в декабре 2005 года Минтрансом был разработан план мероприятий, которые в ближайшие два года должны исправить ситуацию. В реализации этой программы примут участие десять федеральных органов исполнительной власти. Одним из основных вопросов, которые в ближайшее время придется решать Правительству РФ, является определение границ территорий и акваторий морских портов. Пока определены (но еще не утверждены правительством) границы 15 из 62 портов. Без четко определенных и утвержденных границ не может быть никакого юридического оформления. Другая проблема — учет государственного имущества на территориях портов. Для этого было создано ФГУП "Росморпорт". Сейчас это предприятие заканчивает прием на баланс движимой и недвижимой инфраструктуры. Когда этот процесс завершится, начнется сдача всего вышеперечисленного в аренду предпринимателям на конкурсной и неконкурсной основе (последнее предусмотрено для лиц, являющихся собственниками недвижимого имущества, с которым передаваемое имущество неразрывно связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению). Третий вопрос, который пытаются решить федеральные чиновники, — централизация власти в морских и речных портах. Если до сих пор у торгового порта, например, в Мурманске, была своя администрация, у рыбного порта — своя, то в ближайшее время будут создаваться единые администрации по территориальному признаку. И соответственно функции управления морскими рыбными портами будут переданы от Росрыболовства Росморречфлоту. Не перестает оставаться проблемной и система пропускных пунктов через государственную границу. Как министра обороны это Иванова волнует особо. "Только в 29 морских портах открыты пункты пропуска, но лишь шесть из них отвечают современным требованиям", — заметил вице-премьер. Да и там, по его словам, они существуют порой за счет владельцев и арендаторов, а это сращивание коммерческих организаций с администрацией пунктов пропуска через госграницу, и значит, коррупция. Иванов высказался в поддержку создания федерального агентства по пунктам пропуска на границе, которое регулировало бы внешнеэкономическую деятельность на железнодорожных, автомобильных и морских рубежах России. А по поводу федерального закона "О морских портах Российской Федерации" Левитин заметил, что 10 июня законопроект будет направлен в правительство. Однако картину портит то, что ответственными исполнителями плана совершенствования деятельности морских портов, разработанного на ближайшие годы, назначены десять федеральных органов исполнительной власти, и, как показало заседание, между ними существует масса разногласий. Левитин обратился к вице-премьеру с просьбой провести совещание по урегулированию недоговоренностей. Кроме проблемы портов, Морская коллегия решила покончить с судовым долгостроем и навести порядок в оборонно-корабельном ценообразовании. “Происходит неконтролируемый рост цен, связанный с неграмотным и непрофессиональным заключением контрактов, — такой диагноз поставил вице-премьер. — Провал на экспортном и внутреннем рынках оборачивается крупными финансовыми санкциями”. "Серьезный наезд" на морские коммерческие структуры кое-кто поспешил связать с намерением власти прибрать к рукам самостоятельных промышленников перед созданием единого судостроительного холдинга с государственным контрольным пакетом акций по типу недавно сформированного авиационного холдинга. “Концепцию создания специализированного судостроительного холдинга для начала надо подробно обсудить на военно-промышленной комиссии, — считает вице-премьер. — Однако учитывать надо не форму собственности ее потенциальных предприятий, а их производственную эффективность”.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное