Где россияне берут кредиты?

08.06.2006

Исследовательский консорциум, объединивший Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ) и «Центр развития», провел в мае исследование рынка кредитов населению, оценил эффективность кредитной политики, проводимой лидерами этого рынка, и определил, в каких банках россияне предпочитают брать кредит. Об этом сообщает пресс-служба ВЦИОМ. Треть респондентов (30%), бравших когда-либо кредит, отмечает, что последний (на момент опроса) кредит им предоставлял Сбербанк; 25% указывают банк «Русский стандарт». Реже отмечают «ХКФ банк» (5%), Росбанк (3%), «Внешторгбанк – розничные услуги», «Райффайзенбанк» (по 2%) и другие банки (не более 1%). Чем старше опрошенные, тем чаще они отмечают в качестве «последнего кредитора» Сбербанк (от 16% в группе 18–24 лет до 48% в группе «60+»), и тем реже – «Русский стандарт» (от 33% до 8%). В Москве и Санкт-Петербурге, а также крупных городах (более 500 тысяч жителей) чаще говорят, что это был «Русский стандарт», в малых городах и селах – что Сбербанк. При этом доля Сбербанка на рынке оценивается в 43%, банка «Русский стандарт» – 9%, Росбанка – в 4,5%, ХКФ-банка – 2%. Несовпадение структуры рынка и доли обратившихся в тот или иной банк показывает соотношение крупных и мелких кредитов, выдаваемых в конкретном банке (Сбербанк обладает самым длинным среди лидеров рынка кредитным портфелем, а ХКФ-банк – самым коротким), а также эффективность рекламной кампании. Среди тех опрошенных, кто планирует в течение ближайших 6 месяцев получить в банке некоторую сумму денег для покупки, половина (51%), по их словам, обратилась бы за кредитом в Сбербанк; еще 9% – в «Русский стандарт». Другие банки в роли кредиторов привлекают заметно меньшее число респондентов: по 4–5% опрошенных обратились бы в Росбанк, «Банк Москвы», «Уралсиб»; по 2–3% – в «ХКФ банк», «Внешторгбанк – розничные услуги», «Райффайзенбанк», «Сити-банк», что примерно соответствует фактической доле рынка, занимаемой этими банками. Отвечают, что пока не думали об этом, 14% респондентов, собирающихся в ближайшие полгода взять кредит. Если оформлять кредит на месте покупки, то и в этом случае каждый второй опрошенный (48%), планирующий в течение 6 месяцев приобретение товара в кредит, в роли кредитора хотел бы видеть Сбербанк, и 9% – «Русский стандарт». По 4–5% потенциальных клиентов у Росбанка и «Банка Москвы». Остальные банки в качестве желательных кредиторов рассматривают не более 3% опрошенных. Для 8% респондентов банк не имеет значения, если их не устраивают условия кредита. И ещё 8% пока не представляют, какой банк был бы для них предпочтительнее. Опрошенные во всех типах поселений, намеревающиеся в течение полугода взять кредит в банке или оформить кредит на месте покупки, как правило, говорят, что хотели бы, чтобы эту услугу им оказал Сбербанк. «Русский стандарт» упоминается чаще всего в Москве и Санкт-Петербурге (18% – чтобы взять кредит, 16% – оформить кредит на месте покупки), а также в средних городах (11% и 14%). Столичные жители, планирующие воспользоваться кредитом, нередко указывают «Банк Москвы» (11% и 15%); жители крупных городов – «Уралсиб» (11% и 12%), что, тем не менее, не позволило данным банкам увеличить свои рыночные позиции. Среди банков, в которые респонденты обращались за кредитом, но условия предоставления ссуды их не устроили, лидируют также Сбербанк и «Русский стандарт» (по 7%). С одной стороны, это прямое следствие частоты обращений; с другой стороны, того, что процентные ставки по кредитам, предоставляемым данными банками, находятся на уровне выше средних по рынку. При этом доля Сбербанка снижается (почти на 2 процентных пункта за первый квартал), доля Русского стандарта – растет (на 0,3 процентного пункта). Подавляющее большинство россиян – 75% – указывают, что не обращались в банки за кредитами. Доля таких ответов ниже среднего по стране показателя в Москве и Санкт-Петербурге (52%), среди респондентов 25–44 лет (66%), с доходами свыше 5000 рублей на члена семьи в месяц (65%).

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA