ФНС назвала признаки фирм-однодневок

22.02.2013

Налоговая служба назвала признаки, по которым можно предположить, что компания работает с "однодневками" и ведет деятельность с высоком налоговом риском.

В частности, среди признаков перечислены:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность и полномочия руководителя компании-контрагента, 
  • «сомнительный» контрагент выступает в роли посредника, 
  • отсутствие данных о местонахождении контрагента и его производственных (торговых) площадей, 
  • выпуск, купля-продажа «сомнительных» векселей, а также получение или выдача займов без обеспечения и другие.

Полный перечень признаков ведения деятельности с высоким налоговым риском приведен в таблице:

Название признака

Предполагаемые действия по исключению налогового риска

Отсутствие личных контактов с контрагентами

Предполагается, что руководитель (иное уполномоченное лицо) компании-поставщика будет иметь личные контакты с руководителем (иным уполномоченным лицом) компании-покупателя при обсуждении условий поставок и при подписании договоров.

Отсутствие документов, подтверждающих личность и полномочия руководителя компании-контрагента

Предполагается, что налогоплательщик должен удостовериться в личности руководителя контрагента, получив копию документа, удостоверяющего его личность, и проверить его полномочия (не сказано, каким образом и какие документы это подтвердят).

Отсутствие документов, подтверждающих личность и полномочия представителя компании-контрагента

Предполагается, что налогоплательщик должен удостовериться в личности представителя контрагента, получив копию документа, удостоверяющего его личность, и проверить его полномочия, получив от него соответствующую доверенность.

Отсутствие данных о местонахождении контрагента и его производственных (торговых) площадей

Предполагается, что налогоплательщик должен собрать информацию о месторасположении контрагента и его помещений (складов, торговых помещений и т.д.).

Отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте

Предполагается, что налогоплательщик будет собирать и хранить для налоговых органов документы, подтверждающие, откуда он узнал о контрагенте (рекламные объявления в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.п.).

Отсутствие информации о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ

Предполагается, что налогоплательщик проверяет факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, в частности общедоступным образом на сайте ФНС России.

Дополнительные признаки контактов с «однодневками»

«Сомнительный» контрагент выступает в роли посредника

Предполагается, что посредники специально вводятся в цепочку взаимоотношений между поставщиком и покупателем для получения необоснованной налоговой выгоды.

Договоры с контрагентом содержат нехарактерные для обычной деловой практики условия

Предполагается, что нехарактерные условия договора, такие как: длительные отсрочки платежа, крупные поставки без предоплаты или гарантий, использование в расчетах векселей, расчеты через третьих лиц, несопоставимые с последствиями нарушения договора штрафными санкциями и т.п., заведомо свидетельствуют об их нереальности.

Неочевидно наличие реальной возможности у контрагента произвести исполнение по договору

Предполагается, что перед заключением договора налогоплательщик проверит возможность его исполнения, например, затребует у контрагента копии документов, подтверждающих наличие у него производственных мощностей, имущества и квалифицированных кадров, наличие лицензий и т.п. Кроме того, налогоплательщику следует обратить внимание на пространственно-временной фактор, т.е. на возможность реального исполнения договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара (выполнение работ, оказание услуг).

Закупка товаров, традиционно производимых и заготовляемых физическими лицами, через посредников

Предполагается необоснованным приобретение через посредников таких товаров, как сельхозпродукция, вторсырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.

Накопление задолженности за поставленные товары (работы, услуги) без осуществления действий по ее взысканию при продолжении поставок

Предполагается, что рост задолженности искусственен, т.е. деятельность не направлена на передачу реальных денег, а поставки осуществляются только на бумаге с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Выпуск, купля-продажа «сомнительных» векселей, а также получение или выдача займов без обеспечения

Предполагается, что сделки по продаже собственных векселей контрагентам или покупке у них векселей, ликвидность которых неочевидна или не исследована, срок погашения которых больше трех лет, не имеют деловой цели и направлены исключительно на снижение налогового бремени. То же самое касается и иных долговых обязательств (включая займы), где отсутствуют условия о процентах.

Существенная доля расходов по сделкам с «проблемными» контрагентами в общей сумме расходов

Предполагается, что большой процент «серых» и «черных» фирм в числе контрагентов налогоплательщика свидетельствует о его недобросовестности, т.е. отсутствуют как экономическая обоснованность таких сделок, так и положительный экономический эффект от их осуществления.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное