Работа в МБ должна стать альтернативой службы в армии?

06.06.2006

Тематика государственной поддержки малого предпринимательства — почти вечная. С самого начала посткоммунистических реформ можно слышать сетования на то, что у нас недостаточно развивается малый бизнес, что его доля в валовом продукте и в занятости радикально ниже, чем в других рыночных экономиках. Проблемой развития МБ на сегодняшний день озадачены лучшие умы во всех эшелонах власти. Не менее интересно мнение по этому поводу представителей науки. Журнал «Профиль» публикует на своих страницах взгляд на проблему ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимира Мау. Он отмечает, что число малых предприятий у нас неуклонно растет, начиная с 2002 года, и достигло в 2005 году 682,5 единиц на 100 тыс. граждан. Однако эти цифры несопоставимы с западноевропейскими, где данный показатель составляет порядка 3 тыс. единиц — и лишь в Москве и Петербурге этот показатель превышает 2 тыс. предприятий на 100 тыс. жителей. Аналогично обстоят дела и с точки зрения занятости — в России в малом бизнесе трудится порядка 16% трудоспособного населения, тогда как в Западной Европе и США порядка 50%, а в Японии — все 80%. По мнению ученого, политическая и финансовая стабилизация рубежа веков стала естественным основанием для активизации предпринимательской активности граждан. Способствовали этому и некоторые шаги, предпринятые правительством в первое президентство В. Путина: упрощение процедуры регистрации юридических лиц, трехлетний мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении малых предприятий, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение специального налогового режима для малого бизнеса и упрощенной статистической отчетности. Впрочем, по мнению В. Мау, низкие показатели развития малого предпринимательства отражают остающиеся проблемы. Прежде всего, это неэффективность всей системы исполнения законодательства, слабость судебно-правовой защиты бизнеса, уязвимость мелких предпринимателей перед властями. Кроме того, значительная часть населения, занятого в малом бизнесе, официально к таковому себя не относит. Во-первых, потому что не зарегистрирована и не платит налогов. Во-вторых, есть опасения неустойчивости и непредсказуемости (или, точнее, очень даже хорошей предсказуемости) правоприменительной практики. В-третьих, оставшиеся сложности административных процедур, среди которых особые проблемы связаны с закрытием фирмы. «Процедуру открытия фирмы максимально упростили, но исключительно сложной остается процедура выхода из бизнеса, а это важно именно для малого предпринимательства, которое отличается повышенной адаптивностью к меняющимся требованиям рынка», — убежден В. Мау. Наконец, в-четвертых, для нашей страны до сих пор характерно несколько высокомерное отношение к малому бизнесу, а потому многие граждане, занимаясь малым бизнесом, формально числятся сотрудниками разного рода учреждений и организаций ("держат там трудовые книжки"). В результате упомянутая выше цифра в 16% занятых может быть повышена — примерно до 25%. Ссылаясь на утверждение мэра Москвы, В. Мау констатирует, что в столице с малым бизнесом связана жизнь примерно половины ее жителей. Главной проблемой развития малого бизнеса, по его мнению, является сейчас совершенствование административных процедур, стимулирование легализации занятости в этом секторе. Меры финансовые (налоговые льготы) серьезного влияния на этот процесс не окажут: льготы не аргумент для тех, кто налогов и так не платит. Причем не платит не по причине уклонения, но лишь потому, что занимаясь, скажем, репетиторством или работая частным редактором, человек подчас просто не задумывается о налоговых последствиях своего труда. Для решения проблем легализации и развития этого сектора необходимы в первую очередь институциональные решения, то есть система правил игры. При этом, сам ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ предлагает весьма нестандартные решения этого вопроса. Он считает, что если развитие малого предпринимательства, активное вовлечение в него широких слоев населения действительно является сейчас одной из важнейших социально-экономических задач, то допустимо освобождать активно вовлеченных в это дело молодых людей от службы в армии. Разумеется, дело не должно сводиться к профанации: отсрочка должна предоставляться при условии ведения бизнеса, от которого в бюджет поступает налогов не меньше определенной суммы, установленной законом. Если человек реальным вкладом в бюджет подтверждает свою пользу для общества, то польза от его деятельности будет никак не меньшей, чем принудительный труд солдата, — считает ученый. По его мнению, положительные последствия от реализации данного предложения более чем очевидны. Во-первых, произойдет легализация значительной части малого бизнеса — у людей появится для этого мощный стимул. Во-вторых, многие молодые люди, отнюдь не склонные к интеллектуальному труду, вместо бессмысленного просиживания многих лет в вузе, а затем еще более бессмысленного пребывания в аспирантуре, сразу займутся практической деятельностью, приумножая реальное, а не виртуальное богатство страны. "Какая-то часть этой активности будет фиктивной, хотя не стоит преувеличивать масштабы такого явления: в конце концов, зачем имитировать деятельность, когда можно реально делать бизнес и получать с этого материальные дивиденды", — убежден ученый.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное