МЭРТ: к отмене льгот по уплате таможенных платежей надо подходить взвешенно

01.06.2006

Минэкономразвития РФ считает, что в отношении сокращения и отмены льгот по уплате таможенных платежей должна быть взвешенная позиция. Об этом заявила в интервью заместитель главы департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития РФ Татьяна Клочкова. В: Какова позиция МЭРТ в отношении сокращения и отмены льгот по уплате таможенных платежей? О: В части возможной отмены льгот должны быть плавные движения — эволюционные, а не революционные. Действующие льготы — это льготы, которые установлены на законодательном уровне, и в свое время они были достаточно обоснованы. В применении этих льгот есть много позитивного, и нельзя говорить, что все пользуются ими для того, чтобы избежать налогообложения. Наверно, можно начинать какое-то поступательное движение в отношении изменения механизма предоставления льгот — по какой-то отдельной номенклатуре начать их отменять или, может быть, сокращать абсолютный размер, например НДС. В: Какие меры предполагается принять в ближайшей перспективе в части совершенствования таможенно-тарифной политики в РФ? О: Прежде всего, это, конечно, таможенные пошлины и возможность их изменения. Кроме того, это тарифные квоты, применение которых было законодательно закреплено летом прошлого года. Если мы возьмем импорт, то в последнее время в России наблюдается тенденция движения в сторону снижения налоговой нагрузки по достаточно широкой номенклатуре ввозимых товаров. Прежде всего, снижаются и отменяются импортные пошлины на технологическое оборудование, которое не производится в Российской Федерации. Весной текущего года принято решение правительства, в соответствии с которым был установлен беспошлинный режим ввоза по широкому перечню технологического оборудования. Предполагается, в ближайшее время в дополнение к уже принятому может быть согласован новый перечень технологического оборудования, по которому ставки ввозных пошлин будут снижаться. В него могут войти более 100 наименований конкретных видов оборудования. Кроме того, на рабочем уровне уже приняты решения, которые будут вынесены на ближайшее заседание комиссии и связаны с беспошлинным режимом ввоза на территорию Российской Федерации натурального латекса, некоторых видов поливинилхлоридов, а также вольфрамового концентрата. Снижение налоговой нагрузки на участников ВЭД приводит к улучшению внешнеторгового администрирования, так как повышается степень легальности импорта. В частности, после корректировки ввозных пошлин на телевизионную технику и обувь, отдельные виды спортивного инвентаря объемы декларирования этих товаров резко возросли. В: Рассматривается ли вопрос о расширении перечня товаров, в отношении ввоза которых могут быть применены тарифные квоты? О: В настоящее время тарифные квоты применяются в отношении импорта мяса птицы, свинины и говядины. На сегодняшний день прорабатывается в рабочем порядке возможность применения тарифных квот в отношении импорта риса. Зерновой союз обращался в Минэкономразвития с вопросом о возможном введении защитных мер в отношении поставок на территорию РФ риса. Но с точки зрения правового обеспечения ситуация с рисом не подпадает под установленные законодательством РФ правила применения защитных мер. Сейчас прорабатывается вопрос возможности введения тарифной квоты на поставки риса из различных стран, прежде всего из Юго-Восточной Азии. В: планируется ли расширение практики применения в РФ сезонных импортных пошлин? О: Сезонные повышенные пошлины применяются в России в отношении ввоза определенных видов овощей и фруктов. Весной текущего года в связи с высокими темпами инфляции в виде предложения был поставлен вопрос о возможном пересмотре ставок сезонных пошлин на основные овощи, прежде всего на картофель. Но никаких конкретных обсуждений по нему не проводилось. Я думаю, что в условиях присоединения России к ВТО сезонные ставки станут одним из механизмов защиты отечественного производителя, особенно сельхозпроизводителей. Кроме того, недавно обсуждалось предложение Федеральной антимонопольной службы о введении сезонных пошлин на нефтепродукты. Позиция ФАС базируется на том, что высокие ставки пошлин на нефтепродукты на период сева и сбора урожая ограничат вывоз топлива, больше этих товаров будет поставляться на внутренний рынок и, соответственно, предложение превысит спрос, что приведет к снижению цен на ГСМ. Теоретически это так, но, годами занимаясь вопросами, связанными с таможенно-тарифным регулированием, можно сделать иные выводы. На российском рынке нет нехватки нефтепродуктов. При этом нефтяные компании держат цену, и хотя они между собой, возможно, конкуренты, но когда у них появляются какие-то общие проблемы или общий вопрос, они объединяются и выступают пулом. И не факт, что в условиях высоких экспортных пошлин на нефтепродукты в сезонный период компании начнут поставлять на внутренний рынок большие объемы топлива. Основные профильные ведомства — Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минфин России — не поддержали предложение ФАС о введении сезонных пошлин на нефтепродукты. В: Планируются ли изменения в системе установления экспортных пошлин на нефтепродукты? О: Да, планируется. Законопроект, предусматривающий введение в действие ставок экспортных пошлин на нефтепродукты одновременно с изменением вывозных пошлин на нефть, уже внесен правительством в Госдуму. Такой механизм оправдан как для компаний, которые заранее знают, с какой даты произойдет изменение внешнеторговой нагрузки, так и с точки зрения налогового регулирования. Как мы рассчитываем, этот законопроект может быть принят достаточно быстро, возможно сразу же в трех чтениях. Таким образом, одновременное установление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты может быть введено в ближайшей перспективе. В: Будет ли расширен перечень автокомпонентов, импортируемых в Россию по льготным таможенным ставкам на условиях промсборки? О: Ранее с Минпромэнерго обсуждался вопрос об обнулении ставок пошлин по широкой номенклатуре автокомпонентов для промсборки для создания тем самым определенных сценарных условий для развития различных производств. Но все-таки от этого пути мы отказались, из-за того, что такие решения требуют внесения серьезных изменений в тарифы и длительного времени согласования. Поэтому сейчас принято решение сосредоточится на номенклатуре автокомпонентов, снижение таможенных тарифов на которые необходимо для реализации уже существующих или находящихся в стадии проработки проектов с иностранными инвесторами. Под эти проекты и будут приниматься конкретные решения. В: Предполагается ли введение защитных мер в отношении импорта в РФ сельхозтехники, в частности, комбайнов? О: Проработка этого вопроса на разных уровнях не показала, что к этому есть правовые и экономические основания. Предварительное рассмотрение материалов, которые были представлены Союзагромашем, показывает, что импорт комбайнов в РФ в 2005 г упал, наблюдается рост внутреннего производства, основные показатели производства находятся в положительной динамике. Более того, у этого производства достаточно приличная рентабельность, и она растет. Значительное количество техники поставляется на экспорт. Таким образом, прямого правового обеспечения возможности начала расследования в отношении импорта комбайнов в РФ сейчас не просматривается. В: Какие товары могут попасть под дифференциацию ставок таможенных пошлин в зависимости от уровня заявленной стоимости за единицу товара? О: Дифференцированные ставки ввозных пошлин в зависимости от уровня заявленной стоимости, когда налогообложение тем меньше, чем выше цена единицы продукции, применяются в настоящее время в РФ в отношении ряда товаров, в том числе кожаной обуви и защитных очков. Сейчас по заявлению Российского пушно-мехового союза прорабатывается вопрос о возможности дифференциации ввозных пошлин на меховую продукцию. В целом, рассматривая дифференциацию в зависимости от заявленной стоимости, легко установить такие ставки пошлин на товары, которые являются биржевым, хотя таких товаров мало. По таким товарам легко контролировать заявляемую стоимость, так как товар биржевой, порядок цифр определен, и не нужно ничего додумывать. По ширпотребу все сложнее, потому что нужно очень внимательно проанализировать импорт, убедиться, что действительно идет занижение таможенной стоимости, собрать ценовую информацию на этот товар на различных рынках, по поставкам аналогичного товара другими импортерами. При этом нельзя не учитывать, что рынок от рынка отличается, и порядок цифр на мех из Юго-Восточной Азии или из северных стран будет разный. Но, возможно, в отношении меховой одежды мы выйдем на какие-то конкретные результаты.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA