Бизнес и налоговики должны говорить на равных

22.05.2006

Приоритетным направлением развития налоговой системы России является смещение акцента с фискальной составляющей на использование механизмов налогообложения как инструмента развития экономики. Такое мнение высказал Александр Борисов, гендиректор Московской Международной Бизнес Ассоциации, выступая на конференции на тему «Налоговая безопасность бизнеса». По его словам, за последние 5 лет в Налоговый кодекс были внесены 70 изменений, однако смена приоритетов так и не произошла. «Вместо того, чтобы использовать налоговую систему как регулирующий инструмент для развития экономики, сейчас, к сожалению, превалирует только функция сбора налогов», — заявил А.Борисов. Он положительно оценил тот факт, что в результате принятых за последние годы мер основная налоговая нагрузка с обрабатывающих отраслей и сферы услуг перенесена на добывающие отрасли. В то же время, заявил президент ММБА, представителей бизнеса интересует, когда работа налоговых органов будет организована так, чтобы на практике обеспечивалось равноправие сторон. «До сих пор превалирует одна точка зрения – налоговики всегда правы, — подчеркнул А.Борисов. — Налоговые службы стремятся любыми силами и средствами достигнуть своей цели, невзирая на последствия для бизнеса и имиджа страны. Хотя по тому же Налоговому кодексу, бизнес и налоговые службы одинаковы в своих правах, имеют возможность равноправного диалога». По его словам, ряд таких поправок содержится, в частности, в прошедшем первое чтение в Госдуме законопроекте по налоговому администрированию. Продолжая тему законодательной деятельности в этой сфере, А.Борисов рассказал, что при ММБА существует рабочая группа с участием представителей бизнеса, которая в данный момент готовит ряд предложений по налоговому законодательству. На конференции была поднята также тема несовершенства существующего законодательства как инструмента незаконных захватов предприятий, когда для компаний путем внеплановых налоговых проверок создаются искусственные трудности. Иван Новицкий, депутат Мосгордумы, привел данные Управления экономической безопасности г.Москвы, согласно которым в 2003 году в правоохранительные органы столицы по вопросам корпоративных конфликтов обратилась 151 организация, в 2004 году таких было 177, а в 2005 – 106. Как отметил депутат, все чаще в сферу интересов рейдеров попадают предприятия малого и среднего бизнеса, и в большинстве случаев с целью получения недвижимости. «Один из возможных механизмов корпоративного захвата – это создание трудностей для компании путем налоговых проверок и изъятия сведений о предприятии через налоговую инспекцию, где находится вся информация о финансовой деятельности», — сообщил И. Новицкий. Среди инструментов борьбы с такими явлениями депутат назвал «содержание в порядке налоговых документов и финансовых отчетностей», поскольку к таким компаниям труднее применить агрессивные способы захвата. Также он указал на необходимость борьбы с коррупцией в налоговых службах, так как в большинстве случаев корпоративные захваты сопровождаются противоправными действиями государственных органов. На конференции был поднят вопрос квалификации налогоплательщика как «недобросовестного». Как отметил в докладе юрисконсульт Группы компаний «Градиент Альфа» Константин Проничев, категория «недобросовестности» зачастую заменяет необходимость доказывания налогового правонарушения. К тому же большинство компаний используют оптимизацию налогообложения и попадают в эту категорию. Чтобы противостоять этой тенденции, представители бизнес-сообщества предлагают законодательно закрепить «презумпцию добросовестности» налогоплательщика и ее признаки. Однако Александр Борисов подверг критике подобное предложение, поддержав Станислава Воскресенского, референта Экспертного управления Президента РФ. По его мнению, законодательный документ не должен содержать морально-этических определений вроде «добросовестный налогоплательщик» или «справедливое налогообложение». В пользу "презумпции добросовестности" гворит и статистика судебных решений: из общего количества судебных тяжб с налоговыми службами около 90% исков выигрывает налогоплательщики, и лишь 10% — фискальные органы.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное