На устранение вакханалии дали месяц

19.05.2006

Правительство РФ должно в месячный срок разработать пакет документов для устранения пробелов в корпоративном законодательстве. Такое решение принято на очередном заседании, прошедшем 18 мая. По предложению Г. Грефа, в частности, будет обеспечена прозрачность правил наложения ареста на имущество и его реализации, что должно привести к уничтожению криминального рейдерства как такового. На заседании правительства министром экономического развития и торговли РФ Г. Грефом был представлен доклад "О концепции развития корпоративного законодательства на 2007-2009 годы". Глава МЭРТ сообщил, что существующая корпоративная система в России не стимулирует привлечение инвестиций в экономику, а, напротив, приводит к недокапитализации всех российских компаний и непрозрачности корпоративного сектора в целом. По капитализации прибыли Россия занимает одно из последних мест наряду с другими странами, имеющими сопоставимые показатели привлекательности экономики. Более 90% российского фондового рынка приходится на компании энергетического, металлургического и телекоммуникационного секторов. «Это недопустимая ситуация, особенно с учетом, что существует еще одна проблема, определяющая неустойчивость российской экономики, – это критически малая доля малых и средних компаний. Наша экономика не может быть устойчивой без существенного увеличения доли малых и средних компаний», — подчеркнул Г. Греф. Он напомнил, что устойчивость, гибкость и способность быстро реагировать на все изменения мирового рынка экономик таких европейских стран, как Великобритания, Франция, Германия обеспечивается в основном за счет средних фирм. Но существующая отечественная корпоративная система не стимулирует возникновение такого сектора. Еще одна причина, по которой МЭРТ предлагает новый комплексный подход в концепции развития корпоративного законодательства, — быстрая динамика развития корпоративного законодательства в мире. Это, в свою очередь, предполагает стандартизацию российских требований в соответствии с международными нормами. Г. Греф также сообщил, что развитие корпоративного законодательства необходимо вести по четырем ключевым блокам проблем. Первый – защита прав собственности, включая предотвращение и регулирование корпоративных конфликтов и предотвращение корпоративных захватов. Второй – совершенствование корпоративного управления, третий — совершенствование системы организационно-правовых форм юридических лиц, четвертое – развитие законодательства в сфере реорганизации и интегрирования бизнес-структур. В своем докладе особенно подробно Г. Греф остановился на первом блоке проблем. По его словам, всплеск корпоративных конфликтов, захвативших Россию в последние годы, напрямую связан с перераспределением собственности. В России этот процесс протекает «с серьезными национальными особенностями: не по принципу перераспределения собственности от неэффективного собственника к эффективному, как это происходит в мировой практике, а с точностью до наоборот». Глава МЭРТ считает, что именно эту, криминальную часть рейдерства, необходимо искоренить как класс. В России, по его словам, страдают наименее защищенные и наиболее эффективные собственники. "Отсутствие «крыши» в соответствующих властных структурах приводит к тому, что предприятия становятся лакомым куском для рейдеров, а эффективные собственники теряют свою собственность. Существующее законодательство неспособно обеспечить эффективную защиту таких собственников от мошеннических действий рейдерских структур", — заявил докладчик. Официальная статистика по этой проблеме отсутствует. Но, ссылаясь на данные экспертов, глава МЭРТ сообщил, что в 2005 г. возникло более 100 корпоративных конфликтов, широко освещенных в СМИ, с общей стоимостью вовлеченных в них активов объемом более $4 млрд. «Общее количество подобных конфликтов исчисляется тысячами по всей России, что подтверждается как статистикой арбитражных судов, так и органов внутренних дел», — заверил Г. Греф. Прошлый, 2005 г., с точки зрения технологии корпоративных конфликтов, по его словам, был годом «использования административно-правового ресурса обеими сторонами конфликта». В конфликтах активно участвовали правоохранительные органы, возбуждались уголовные дела в интересах конфликтующих сторон. Правоохранительные органы зачастую рассматривали конфликт как объект собственного интереса. По официальным данным правительства Москвы, в 2005 г. на ее территории зарегистрировано 117 силовых захватов бизнеса, в 2004 г. – 177, в 2003 — 153. С начала текущего года в столице отмечено порядка 100 попыток незаконного захвата собственности. "Налицо нарастающая тенденция, — отметил глава МЭРТ. — В практику рейдерства активно вводится шантаж собственника и менеджмента со стороны госструктур. Объемы реализации конфискованного имущества с нарушением законодательства превышают объемы приватизации". Он заявил, что дополнительные проблемы в разрешении корпоративных споров создает недостаточная эффективность судебной системы, некомпетентность судебных исполнителей и отсутствие эффективных процедур реализации имущества. "До судебного решения имущество по заниженным расценкам через аффилированные структуры реализуется по цене в десятки раз меньшей его рыночной стоимости. Очевидно, что за подобными действиями просматриваются интересы коррумпированных чиновников", — сообщил глава МЭРТ. По его словам, подобная практика приобрела масштаб национального бедствия. Об этом говорит растущее в прогрессии количество обращений предпринимателей в МЭРТ по этому вопросу. «Коллеги, пока мы имеем такие дырки в законодательстве, – наша вина, что коррупция расцветает. Необходимо положить этому конец, сделав прозрачными правила наложения ареста на имущество и его реализации», — обратился глава МЭРТ к членам правительства. И его услышали. М.Фрадков: Это что, пробелы в законодательстве? Г.Греф: Полная неурегулированность в законодательстве, Михаил Ефимович! М.Фрадков: А что сдерживает нормотворчество? Это же не идти в штыковую с бандитом, нужно нарисовать, написать, принять закон, если проблема известна! Г.Греф: Давайте тогда поручение… М.Фрадков: А анализ у нас есть этой трагедии? Или мы просто предполагаем, что этого не может не быть в силу существующего законодательства? Г.Греф: Целостной картины нет. Но вопиющих фактов я могу привести десятки. М.Фрадков: Анализ на криминогенность есть? Г.Греф: Такой анализ есть. М.Фрадков: Кто должен этот вопрос будировать с точки зрения принимаемых норм? Г.Греф: Будирую я… М.Фрадков: Давайте будировать и определим сроки, чтобы пробудировать это с вытекающими последствиями. Г.Греф: Я бы дал месячный срок на внесение пакета законов, в которые нужно внести незначительные поправки и устранить бреши. М.Фрадков: Ну, что ж, это несоизмеримо мало по сравнению с тем сроком, который мы терпим эту вакханалию. Давайте в месячный срок проработаем... Так и порешили. По итогам совещания Г. Греф, отвечая на вопросы журналистов, сообщил что в мировой практике рейдеры – "чистильщики рынка", поэтому, если рейдерство законно, то оно не должно быть уголовно наказуемо. «Что же касается криминального рейдерства, то эту его часть мы будем устранять как класс. В частности, за счет устранения пробелов в законодательстве», заявил он. На вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, какие пробелы в законодательстве наиболее болезненно сказываются на малом бизнесе, Г. Греф ответил, что все четыре блока законодательных проблем, обозначенных в концепции, в первую очередь негативно отражаются именно на малых и средних компаниях. Касаясь проблемы рейдерства, он пояснил, что крупные компании, безусловно, также подвергающиеся рейдерству, имеют больше возможностей, чтобы отстоять права. «Поэтому от рейдерства, в первую очередь, страдают наименее защищенные собственники и компании, находящиеся в стадии роста. С этой точки зрения наиболее уязвим инновационный малый бизнес как наиболее динамично развивающийся и наименее защищенный», — пояснил глава МЭРТ.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA