Правительство внесло в ГД законопроект, упрощающий процедуру досмотра на границе

18.05.2006

Как сообщили в Пограничной службе ФСБ России, на пунктах пропуска через границу будет создаваться система "одного окна": показал один раз документы, и езжай, если все в порядке. Предлагается перейти к принципу "одного окна" и "одной остановки", если речь идет о машине. Этот принцип предполагает проведение совместного пограничного и таможенного контроля. Как уверяют в ФСБ, теперь вводится жесткий норматив для досмотра машин: стоянка и контроль не больше 30 минут. Раньше допускалось несколько часов. Пешехода тоже не заставят томиться у окошка: на проверку одного человека отводится две минуты. Пока много проблем возникает из-за того, что по ту сторону окошек на контроле тоже стоит очередь: инспектора сразу из шести ведомств, и каждый находил, что проверять. Теперь предлагается сократить число служб-контролеров до двух — пограничной и таможни. Да и они будут встречать гражданина вместе у одного окна. Кроме того, толпу у пограничных ворот создавали и различные хозяйствующие субъекты: страховые агенты, брокеры и прочее, и прочее. Теперь всем посторонним, не связанным с контролем и досмотром, попросят подыскать другие апартаменты. Все сведения о том, кто, где и когда пересек границу и что с собой вез, будут заноситься в единые базы данных. В идеале задумывалось облегчение процедуры по полной программе: чтобы и загранпаспорт без очереди, и визу без взятки, и на границе без давки. Но, как обычно, есть нюансы. Оформлением документов на выезд ФСБ не занимается, и что-то менять в работе ОВИРов или посольств оно не может. Поэтому получать загранпаспорт пока придется по старинке и в очередях. Как пояснили в Пограничной службе ФСБ, сейчас уже ведется работа по созданию государственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. То есть паспортов с электронными чипами. В рамках этой программы пограничные переходы планируется оборудовать системами, которые будут считывать информацию с "умного" паспорта. В перспективе же пограничники получат новейшие информационно-телекоммуникационные системы с линиями высокоскоростной передачи цифровой информации. То есть нажал кнопку на Камчатке, и через секунду запрос уже в Москве. Через две инспектор уже видит все досье на пассажира, лежащее на Лубянке. Кроме того, на наиболее загруженных пунктах пропуска будут стоять новейшие инспекционно-досмотровые комплексы с видеокамерами, различными датчиками, позволяющими буквально просветить и прощупать груз. Специальный сканер, похожий на большие ворота, двигаясь вдоль вагона или фургона, видит содержимое контейнера насквозь. Если кто-то задекларировал зеленый горошек, а внутри окажется водка, то человеку придется долго объясняться с таможенниками. МЭРТ недавно предложило оснастить абсолютно все пункты пропуска через границу инспекционно-досмотровыми комплексами. Цена вопроса — 6 миллиардов рублей. По расчетам чиновников, эти деньги могут окупиться за четыре месяца. Первый такой комплекс вскоре будет введен в эксплуатацию на украинской границе на пункте пропуска "Троебортное". Еще три комплекса на финской и латвийской границе появятся в самое ближайшее время в рамках проекта Всемирного банка. Еще 19 комплексов запланированы к установке до 2010 года. Но этого, как полагают в таможне, недостаточно. Кроме того, правительство России наметило еще одну реформу: дать пограничным воротам настоящего хозяина, создать специальное агентство. Все дело в том, что пограничники не являются истинными владельцами своих окошек. За них отвечают другие. Сейчас в России работают примерно 440 пунктов пропуска через границу, и большая их часть — около 350 — находится не в госсобственности. Больше 330 пограничных переходов принадлежат компаниям с госучастием, например, российским железным дорогам или аэропортам. Здесь, по мнению сотрудников таможенного ведомства, достаточно будет заключить "прозрачные гражданско-правовые договоры" по эксплуатации пунктов пропуска. Однако 13 пограничных переходов являются самыми настоящими частными. В основном они расположены на Дальнем Востоке и были созданы или приватизированы в начале девяностых годов. Теперь на выкуп частных пунктов государство готово потратить примерно миллиард рублей — примерно по 80 миллионов на каждый. Выбора у собственников практически не будет. Если кто заартачится, государство просто закроет ворота и откроет поблизости новые.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное