Налоговый кодекс предполагается дополнить понятием "деловая цель"

04.05.2006

Это дополнение должно препятствовать уклонению от уплаты налогов путем так называемой "оптимизации налогообложения". Прописанная непосредственно в кодексе деловая цель призвана заменить собой ныне сложившееся в судебной практике выявление "недобросовестных" налогоплательщиков. Поскольку понимание "недобросовестности" исключительно субъективно, страдают как раз добросовестные налогоплательщики, пытающиеся честно существовать в условиях постоянной смены государством правил налогообложения. Государство, активно побуждаемое предпринимателями, пытается эти правила сделать хотя бы до некоторой степени понятными. Планируется введение в законодательство терминов, которые дадут четкое определение недобросовестности и оградят добросовестных налогоплательщиков от безосновательных претензий со стороны налоговых органов. В качестве основного критерия, разделяющего добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, планируется использовать деловую цель. При этом оговаривается, что если сделка совершается только ради экономии на налоговых платежах (налоговой экономии), то деловой цели такая сделка не имеет. Между тем налоговая экономия — естественный финансовый интерес налогоплательщика, обусловленный прямо предоставленной государством возможностью выбора налогового режима. Даже если считать, что деловая цель — увеличение активов, уменьшение долгов, либо иная польза, получаемая в результате совершения сделки, то сама по себе налоговая экономия в общем случае не будет лежать "на поверхности" в качестве цели. В частности, может быть охарактеризована как совершенная без деловой цели операция, когда имущество организации переоформляется на физическое лицо в целях уменьшения уплачиваемых налогов. Но проблему мошенничества при помощи доктрины деловой цели решить не удастся. Складывается впечатление, что проблемы налогоплательщиков идут от принципиальной нелюбви государства к налоговой оптимизации, в чем бы эта оптимизация ни проявлялась. Налоговая оптимизация — использование специально предусмотренных законодательством льгот и/или обнаруженных в законодательстве нестыковок (так называемых "налоговых лазеек") для уменьшения налоговых платежей. Но выявление и ликвидация законодательных нестыковок является задачей государства! Получается же так, что государство не занимается оптимизацией законодательства, но регулярно предъявляет претензии в оптимизации налогообложения лицам, вся вина которых заключается просто в грамотном применении законов. Исходя из доктрины деловой цели, оптимизация будет подразделяться примерно следующим образом: - допустимая налоговая оптимизация — уменьшение налоговых платежей, вызванное и/или обуславливающее деятельность, приводящую к получению прибыли (как цели предпринимательской деятельности) в масштабах, соразмерных налоговой экономии; - недопустимая налоговая оптимизация — уменьшение налоговых платежей в результате деятельности, не направленной на получение прибыли в сопоставимых с налоговой экономией масштабах. Выявлять "направленность деятельности" будут суды — исходя из собственных субъективных представлений о необходимых для получения прибыли действиях. А проблема заключается в том, что на получение прибыли направлена именно деятельность как совокупность множества действий (и в том числе, множества совершаемых сделок). Любая отдельно взятая сделка может не только принести убыток по факту осуществления, она изначально может предусматривать получение убытка! Так происходит в случае продвижения на рынок новой продукции либо необходимости быстрой распродажи остатков товаров. Но доктрина деловой цели призвана выявлять "эффективный смысл" как раз конкретной сделки. Следовательно, любая отдельная сделка, принесшая убыток, потенциально является "неделовой", а совершающий такие сделки налогоплательщик продолжает оставаться недобросовестным (как бы это название ни варьировалось). Кроме того, как не имеющие деловой цели могут быть охарактеризованы и сделки, принесшие недостаточно большую — по мнению государства — прибыль. Доктрина деловой цели на практике может обернуться доктриной рентабельности, причем, применительно не к деятельности в целом, а к конкретной сделке. Ни о какой добросовестности речи уже не будет. Лучшим способом для государства было бы установление таких налогов, на которых невозможно "сэкономить". В частности, упрощение порядка исчисления налогов и исключение существование налогов, предполагающих "двустороннее" перечисление средств — от налогоплательщика государству и от государства налогоплательщику.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA