Потребление водки в России достигло своего максимума

02.05.2006

По официальной статистике потребление водки в России достигло своего максимума. Этот сегмент алкогольного рынка расти уже не будет, полагают эксперты. Правда, некоторые специалисты говорят, что россияне продолжают увеличивать потребление водки, но за счет теневого сектора — нелегальной водки. Переходить на коньяки, пиво и вина россияне не спешат. Тем более, что правительство не способствует такому переходу: сначала существенно урезали права производителей пива, а теперь убрали с прилавков дешевые вина. Дальнейший рост потребления возможен в любом секторе рынка, будь то коньяк, вино или пиво, но у водки таких перспектив, скорее всего, нет, сообщается в исследовании маркетингового агентства Symbol-marketing. "Повсеместно повышается спрос на более качественный продукт: очевидно, россияне устали от подделок, им хочется определенного, предсказуемого эффекта", — говорится в докладе. С тем, что структура потребления действительно меняется, согласны сами участники алкогольного рынка. По данным Союза российских пивоваров, сегодня в пересчете на чистый спирт 70% потребления приходится на водку, 19% — на пиво, 11% — на вино, шампанское и коньяк. Для сравнения: в конце 90-х годов "алкогольные доли" были совсем другие: водка — 80%, пиво — 12%, все остальное — 8%. О том, что любимый российский спиртной напиток производится в меньших количествах, говорит и статистика Союза участников алкогольного рынка (СУАР). В 2002 году было произведено 139 млн декалитров (1 дал — 10 литров), в 2003 году — 134,9 млн дал, в 2004 году — 135,6 млн дал, а в 2005 году — 132 млн дал. Это официальные данные. Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что снижение производства вовсе не говорит в данном случае о перенасыщении рынка и тем более о падении потребления. "По данным Росстата в прошлом году было произведено 132 млн дал, а реализовано 228 млн дал водки, заявил начальник управления информации и внешних связей Росспиртпрома Дмитрий Добров. — Теневой рынок столь велик (30-50% от всего водочного рынка России), а информация о нем столь разрозненна, что сделать однозначный вывод о том, что спрос и потребление водки достигли своего максимума, не представляется возможным". Иными словами, получается, что россияне отказываются только от легальной водки. Производители водки не согласны и с популярным тезисом, что молодежь переориентируется на вино и пиво. Как говорят участники рынка, молодежь водку никогда не пила, предпочитая этому "более взрослому" напитку, например крепленные вина. В то же время нельзя сказать, что в других сегментах алкогольного рынка наблюдается бум. По данным Symbol-marketing, объем коньячного рынка составляет всего 3% от водочного. Потребление вина хоть и растет более высокими темпами по сравнению с водкой и пивом, но до рекордов ему еще очень далеко. "Россияне, которые уже достигли хотя бы среднего уровня жизни, действительно начинают, помимо легальной водки, пить еще и легальное вино. Однако объем винного потребления в стране остается смешным и не превышает 5,6 литра в год — это вместе с игристыми винами. А еще 5-6 лет назад пили ежегодно всего около 3 литров на душу населения, тогда как, скажем, в 1985 году годовое потребление вина держалось на уровне 15-17 литров", — утверждают специалисты СУАР. Аналитики особо отмечают, что в последнее время популярности слабоалкогольных напитков и вин явно не способствуют власти. Например, во второй половине 2005 года власти провели достаточно жесткую кампанию по ограничению прав производителей пива. Сейчас пришла очередь вина. Молдавские и грузинские вина, запрещенные сегодня к ввозу и продаже, составляли более половины объема импорта. Более того, Молдавия обеспечивала почти 90% рынка недорогих вин по цене до 100 рублей за литр.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное