Близится бум кредитования малого бизнеса

27.04.2006

Несмотря на очевидную важность развития малого бизнеса в России, отечественные банки лишь с прошлого года стали активно кредитовать этот сектор экономики. По мнению члена правления Внешторгбанка 24 Сергея Сучкова, впереди настоящий бум кредитования малого бизнеса. В ближайшие два года банки будут выдавать займов небольшим предприятиям больше, чем населению. В.: В последний год многие российские банки стали активно анонсировать свои программы по развитию малого бизнеса. И тем не менее сами предприниматели жалуются на недостаток внимания со стороны кредитных организаций. Какой должен быть объем финансирования, чтобы полностью удовлетворить спрос на заемные ресурсы со стороны малых предприятий? О.: По разным оценкам, потребность малого бизнеса сейчас оставляет 25-30 млрд долл., в то время как банки выдали кредитов на сумму 6-7 млрд долл. Так что проблема финансирования малого бизнеса действительно очень актуальна. С недавнего времени многие банки действительно стали развивать проекты по финансированию небольших компаний. Однако еще год назад ситуация на рынке была совсем другой. Большинство банков не понимали перспективы этого бизнеса, у них отсутствовали технологии финансового анализа подобных заемщиков. Кроме того, были еще и завышенные требования к оценке рисков. Это миф, что кредитование малого бизнеса является более рискованным, чем обслуживание средних и крупных корпоративных клиентов. Сейчас ситуация меняется: банки постепенно осознают, насколько им выгодно заниматься малым бизнесом. Поэтому и появляется реклама таких программ. Но пока предложения по кредитованию распространены в Москве, Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах-миллионниках. А вот в небольших региональных городах получить кредит малым предприятиям довольно сложно. В.: Как, по-Вашему мнению, будет расти объем кредитования малого бизнеса? О.: По оценкам экспертов рынка, по темпам получения займов малые предприятия в ближайшие два года обгонят население. Хотя, как известно, сейчас потребительское кредитование переживает настоящий бум. При этом финансирование малых предприятий значительно менее рискованное, чем кредитование физических лиц. Прежде всего это связано с тем, что при оценке платежеспособности предприятий мы используем индивидуальный финансовый анализ заемщика, в то время как основной способ оценки кредитоспособности частника — это скорринговая система, базирующаяся на статистических моделях анализа риска. А это подразумевает готовность принимать повышенные риски, хотя тут есть свои преимущества — скорость и простота принятия решения. В результате среднерыночный объем «плохих долгов» по малому бизнесу — 1-3%, по потребительскому кредитованию — 5-7%. В.: Вы говорите, что в целом рынок привлек банковских кредитов на сумму 6-7 млрд долл., а какова доля ВТБ-24? О.: Сейчас наш кредитный портфель составляет 6 млрд руб., то есть около 220 млн долл. Получается, что на ВТБ-24 приходится около 4% рынка. Этого результата мы достигли меньше чем за два года работы Программы кредитования малого бизнеса, которая стартовала во Внешторгбанке в июле 2004 года и продолжила свое развитие с конца 2005 года во Внешторгбанке 24. На текущий момент мы прокредитовали более 3 тыс. предприятий. И до конца года наш портфель увеличится до 12-13 млрд руб. Стратегической задачей ВТБ-24 является завоевание не менее 10% в каждом сегменте розничного банковского рынка. Я думаю, что в отношении малого бизнеса мы можем даже превысить этот показатель. В.: Изменился ли принцип кредитования малого бизнеса после того, как программа была переведена в ВТБ-24? О.: Для группы ВТБ малый бизнес изначально был важным направлением деятельности, тем сегментом рынка, где мы хотим стать лидером. После того как мы стали продвигать наш проект в ВТБ-24, более чем в два раза — с 20 до 43 — увеличилось число отделов кредитования малого бизнеса, расположенных в региональных филиалах и дополнительных офисах ВТБ-24 Мы очень интенсивно расширяем присутствие по стране, открываем специализированные отделения в филиалах. Мы уже представлены во всех федеральных округах. До конца нынешнего года у нас будет уже 60 точек продаж. Если говорить о наших конкретных продуктах, то условия кредитования остались прежними. Требуем от клиента лишь самые необходимые данные, например, о регистрации предприятия. Далее наши сотрудники сами выезжают к потенциальному заемщику и собирают всю информацию, которая затем понадобится кредитному комитету для принятия решения. Наша программа предусматривает выдачу кредитов двух типов: микрокредитов на сумму до 900 тыс. руб. сроком на два года и кредитов на развитие бизнеса на сумму до 30 млн руб. Тут срок был увеличен с трех до пяти лет. Еще одно нововведение — мы сейчас запускаем пилотную программу по кредитованию стартового проекта в Ленинградской области. В этом сегменте риски, конечно, очень высокие, поскольку еще неизвестно, будет ли успешным бизнес или нет. Здесь мы сотрудничаем вместе с государственным фондом, который выдает поручительства для предприятий малого бизнеса. Посмотрим, что из этого получится. Надеюсь, что сможем запустить финансирование подобных проектов. Объем кредита составит до 600 тыс. рублей. В.: А какова будет процентная ставка по таким кредитам? О.: У нас по всем программам рыночные конкурентные ставки. Если говорить непосредственно об этом проекте, то доходность составляет 15-18%. Кроме того, не забывайте, что существует федеральная программа по компенсации процентных ставок. Так что кредит для заемщиков может оказаться дешевле. Исходя из личного опыта общения с предпринимателями могу сказать, что обычно процентная ставка не является единственно важным условием для заемщиков. Малый бизнес, как правило, весьма рентабельный, его доходы достаточно высоки. В первую очередь компании интересуются оперативностью, качеством обслуживания, грамотными консультациями менеджеров. В.: А на каких основаниях Вы отказываете предприятиям в кредите? О.: Прежде всего это неудовлетворительное финансовое состояние. Таких отказов немного — около 10%. Часть заявок мы отсекаем еще на этапе рассмотрения заявок, например, когда предприятие работает на рынке менее полугода. В.: Принято считать, что большая часть предприятий малого бизнеса работает «в тени». Как Вы решаете эту проблему? Действительно, нынешние реалии таковы, что многие предприниматели работают в так называемой «серой зоне». Подавляющее большинство наших клиентов — это компании, которые прежде не пользовались банковскими кредитами. Мы способствуем повышению прозрачности наших заемщиков, т.к. кредит, полученный в банке повышает «белую» составляющую деятельности фирмы.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA