Квотирование числа игорных заведений может привести к росту коррупции

26.04.2006

Закрытие до 75% игорных заведений, криминализация отрасли и рост числа взяток на $50 млн за полгода — к таким последствиям может привести принятие законопроекта «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари», подсчитали эксперты Фонда поддержки законодательных инициатив (ФПЗИ). Участники рынка согласны с выводами исследования, а самая одиозная идея законопроекта — квотирование числа игорных заведений — уже беспокоит даже авторов закона. Законопроект «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари» Госдума приняла в первом чтении 24 марта этого года. Этот документ вводит серьезные ограничения игорного бизнеса. В частности, чистые активы организатора игорного заведения должны были быть не менее 600 млн руб., минимальная площадь игрового зала казино определялась в 800 кв. м, зала игровых автоматов— в 100 кв. м. На прошлой неделе группа депутатов от «Единой России» внесла в законопроект поправки, предлагающие увеличить минимальный размер чистых активов до 1 млрд руб., минимальный размер площади казино — до 1 тыс. кв. м, для залов игровых автоматов — до 200 кв. м. Больше всего споров на рынке вызвало введение квотирования числа игорных заведений в зависимости от населения региона: одно казино на 200 тыс. человек, один слот-салон — на 20 тыс. человек. По данным ФПЗИ, сейчас в России установлено 400 тыс. игровых автоматов, на которые в 2005 году пришлось 86% суммарного оборота отрасли. Эксперты ФПЗИ считают, что новые требования законодательства поставят под вопрос легальное существование до 300 тыс. игровых автоматов. «Единовременное прекращение функционирования 300 тыс. игровых автоматов соответствует суммарной упущенной выгоде более $10 млн в день»,— говорится в докладе ФПЗИ. Кроме того, эксперты фонда считают, что введение квот приведет к резкому увеличению коррупции на рынке. В законодательстве не определены основания, по которым орган власти может отказаться от распределения квот, не определены правила учета предложений о распределении разрешений, кроме того, новые правила приведут к возникновению спекулятивного рынка уже полученных разрешений, поскольку в законопроекте не отражены ограничения на продажу самих юридических лиц, получивших такие разрешения, пишут эксперты ФПЗИ. «Распределение квот на усмотрение чиновников может привести к сговору с недобросовестными представителями бизнеса, что приведет к серьезному росту коррупции»,— считает президент ФПЗИ Григорий Томчин. Кроме того, эксперты фонда указывают, что законопроект устанавливает шестимесячный срок для приведения игорных заведений в соответствие с новыми требованиями. Учитывая срок окупаемости вложенных в развитие игорного бизнеса средств, составляющий от двух лет для игровых автоматов и до пяти лет для казино, установленные законопроектом сроки адаптации толкают большинство компаний отрасли к уходу из легального бизнеса, говорится в докладе. Эксперты ФПЗИ подсчитали, что общий объем взяток в отрасли после введения новых правил может вырасти почти на $50 млн, «если предположить, что владельцы 10% игровых залов захотят остаться в легальном бизнесе и отдадут четвертую часть своих восстановленных доходов чиновникам с целью продлить срок адаптации к требованиям закона еще на полгода». Участники рынка согласны с выводами исследования ФПЗИ. Председатель правления компании Rosgame (владеет сетью слот-салонов «R-клуб») Евгений Матвейчук предполагает, что в нелегальный статус могут перейти даже больше чем 300 тыс. игровых автоматов, как указано в исследовании. «Правовое регулирование игорного бизнеса изменится на 360 градусов, фактически те требования, которые ранее предъявлялись к открытию игровых залов, теперь практически одномоментно станут вне закона. Данная редакция закона будет только способствовать развитию нелегального бизнеса, особенно в первые год-два»,— говорит Матвейчук.— Это может стать причиной возникновения теневого рынка, особенно в регионах». После ухода в тень игровую индустрию уже будет трудно вернуть обратно в легальный бизнес, предупреждает пресс-секретарь Ritzio Entertainment Group (владеет сетью «Вулкан») Лариса Шишкина. Участники рынка также согласны, что квотирование числа игорных заведений действительно может привести к росту коррупции. «Квотирование имеет право на существование, но оно должно основываться на реальных долях и цифрах. Кто сегодня может гарантировать, что квоты будут выдаваться честно и квотирование не приведет к коррупции в стане чиновников?»— считает Антон Коломин. С ним согласен Евгений Матвейчук. «В законопроекте не прописаны четко ни механизм проведения аукционов, ни схема определения „достойных” получения разрешений компаний, что, безусловно, может стать причиной коррупции»,— уверен пресс-секретарь «Шторм Интернэшнл» (владеет сетью игровых клубов «Супер Слотс») Лаврентий Губин. С тем, что закон получился чересчур жестким, согласны даже его авторы. «Ряд норм закона нуждается в либерализации, например квоты уже поставлены под вопрос как коррупционный механизм»,— признает один из авторов законопроекта, председатель комитета по экономполитике Госдумы Валерий Драганов. По его словам, сейчас примерно две трети игровых залов не платят налогов, притом что в 2005 году игорный бизнес заплатил в казну около 20 млрд руб. «Налоги сейчас платит в основном крупный бизнес, теневой рынок должен уйти вместе с малым бизнесом»,— обещает Драганов.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное