Оспариваем решение об отказе в госрегистрации

Письмо Министерства финансов РФ №03-12-13/74810 от 18.10.2018

11.01.2019  

Государственная регистрация – финальный этап создания фирмы.

Зарегистрировать фирму должны в течение трех рабочих дней с момента представления документов. В этот же срок данные о зарегистрированном обществе вносят в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Отказ в государственной регистрации

Отказать в государственной регистрации могут, если:

  • вы не представили необходимые для государственной регистрации документы, которые определены законом;
  • вы представили документы не в тот регистрирующий орган;
  • заявление о государственной регистрации подписало неуполномоченное лицо;
  • наименование фирмы не соответствует требованиям законодательства (например, не содержит указание на организационно-правовую форму);
  • подпись заявителя не удостоверена нотариусом;
  • есть несоответствие сведений о паспорте, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным налоговой инспекцией от органов, осуществляющих выдачу или замену паспортов;
  • инспекцией получены возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;
  • у налоговой инспекции есть подтвержденная информация о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
  • учредитель (участник) юридического лица на основании приговора суда лишен права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • до внесения записи в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган поступил судебный акт, содержащий запрет на совершение регистрационных действий.

С 1 октября 2018 года введены два новых основания для отказа в регистрации. Первое основание - представление для регистрации документов, содержащих недостоверные сведения.

Второе основание - несоблюдение формы заявления и требований к оформлению документов. В случае отказа в государственной регистрации по этому основанию в течение трех месяцев заявитель может однократно представить в регистрирующий орган исправленные документы. Кроме того, при отказе в регистрации из-за неполного комплекта документов заявитель в тот же срок может представить недостающие документы. И в том, и в другом случае пошлину повторно платить не придётся. Заявитель вправе не представлять повторно документы, которые уже есть у регистрирующего органа.

Обо всех основаниях отказа можно узнать из пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Обратите внимание: в решении об отказе в государственной регистрации должны быть указаны основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения.

Обжалование решений о регистрации

Таким образом, Федеральная налоговая служба может вынести одно из двух решений:

  • о государственной регистрации;
  • об отказе в государственной регистрации.

Каждое из этих решений вы можете обжаловать.

Так, при обжаловании решения об отказе в регистрации действует обязательная процедура досудебного обжалования. То есть сначала жалобу нужно направить в вышестоящую налоговую инспекцию. Если же в удовлетворении откажут, то с жалобой можно обратиться либо в Федеральную налоговую службу, либо в суд.

Право на прямое обращение в суд наступает в тех случаях, когда вышестоящий территориальный орган не принял решение по жалобе заявителя в течение 15 рабочих дней с момента ее получения (за исключением случаев, когда срок рассмотрения жалобы был продлен руководителем или заместителем руководителя налогового органа).

Кроме того, компания вправе обратиться сразу в суд, если вышестоящим органом выступает непосредственно Федеральная налоговая служба России.

Сроки подачи жалобы

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о принятом решении. Такой же срок установлен для подачи заявления в ФНС России на решение вышестоящего налогового органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить, подав соответствующее ходатайство (п. 3 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ). В противном же случае «просроченную» жалобу налоговики оставят без рассмотрения.

Как составить жалобу

В жалобе нужно указать:

  • фамилию, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

В жалобе можно указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

Также к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Жалоба может быть подана:

  • в письменной форме (по почте или представить лично);
  • через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Решение по жалобе

Поданную жалобу налоговики могут оставить без рассмотрения. Это произойдет, если:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения установленного срока подачи жалобы, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
  • ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Данный перечень оснований приведен в статье 25.5 Закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ и является исчерпывающим.

Но если жалоба принята к рассмотрению, то решение по ней должно быть принято в течение 15 рабочих дней с момента ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем или заместителем руководителя вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, но не более чем на 10 рабочих дней.

Продление срока допускается для получения от нижестоящего налогового органа документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов.

Если же решение продлить срок рассмотрения жалобы принято налоговиками, то такое решение должно быть вручено или направлено вам в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.

Результатом рассмотрения жалобы могут стать:

  • отмена решения налоговой инспекции;
  • оставление жалобы без удовлетворения.

Принятое решение должно быть вручено или направлено вам на следующий день.

Поделиться


Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Подписаться

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA